Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.Н. Афанасьев. Клиентелизм и российская государственность

Клиентарные связи против отчуждения

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 |

Как бы то ни было, институты либеральной цивилизации ослабляют патрон-клиентные отношения, их роль и значение в жизни социума и индивидов. В свою очередь распространенность и сила клиентарных связей являются индикатором эффективности либо неэффективности современных институтов - индикатором, говорящим о действительной социальной интеграции на новых основах больше, нежели такие верные, но поверхностные критерии модернизации, как уровень индустриального развития и многопартийные выборы в парламент. Например, на юге развитой Италии, где феодальная пирамида распалась в XIX в. на осколки личной и родственной зависимости с элементом внеэкономического принуждения - клиентелы и парентелы, современную социальную жизнь по-прежнему определяет семейно-центризм и клиентарная структура, которая является его органическим продолжением в политической сфере.87 Клиентелизм не отделим от функционирования правящих политических партий Италии и пронизывает деятельность муниципалитетов, индустриальных корпораций госсектора, всю разветвленную парагосударственную систему, включающую массу учреждений, организаций и фондов.88 Результатом этой практики являются гипертрофированный рост "третичного сектора экономики" (услуги и государственная администрация), неэффективность государственных инвестиций и предприятий, коррупция институтов управления и деформация политической культуры. Схожая в этом отношении ситуация сложилась в странах Латинской Америки, где еще в колониальный период контроль над регионами и муниципиями осуществляли местные каудильо - предводители кланов сельской аристократии. Как отмечают бразильские политологи, бурное капиталистическое развитие не поколебало систему коронелизма, которая приспособилась и к государственному корпоративизму, и к авторитарному правлению, и к нынешним демократическим учреждениям, обуславливая особенности бразильской политической культуры ("президенциализм", олигархический регионализм), поведение депутатов и партийных политиков.89

В странах, где традиционные структуры мощнее, а модернизация имеет еще более неорганичный, заимствованный и даже насильственный характер, современные социальные механизмы и вовсе превращаются в институциональные гибриды, а то и во внешний декорум неотрадиционалистских феноменов. В отсутствие "среднего класса" носителем тенденции к экономическому развитию здесь являются представители административного аппарата. При этом предприимчивые чиновники ("бюрократические капиталисты") используют свое положение, чтобы собирать дань с предпринимателей, которые действуют в обстановке, определяемой канцелярскими факторами не меньше, чем рыночными.90 Предприимчивость сводится в основном к умению ладить с правительственными органами и представляющими их чиновниками. Само преобладание дискреционного госрегулирования поощряет нечестность и усугубляет рост монополизма.91 Правящие группы развивающихся стран, связанные с госсобственностью и управлением, имеют синтетическую природу, отличную и от традиционных верхов, и от капиталистического класса, и от функциональных групп типа бюрократии или менеджмента92, к тому же процессы их консолидации и самоопределения не завершены. Инфраструктуру этих правящих групп, как правило, не составляют непосредственно "первичные" общности (семья, клан), но тем более ее не определяют и "вторичные" общности типа добровольных ассоциаций, - фракции внутри правящего слоя обычно представляют собой группы лиц, связанных с лидером личностными отношениями и образующих сеть личностных связей. А.Б.Зубов в своем исследовании политической культуры стран Востока, формирующейся на стыке традиции и парламентской демократии, выделяет ее харизматическое измерение - внутренне связанную с теократическим (в противоположность западной антропократии) основанием власти персонализацию политики, когда в центре внимания находится сумма личных достоинств лидера.93 Отсюда - превращение политической партии в средство и знак связи с лидером ("опосредованно личные ориентации"), усвоение принципов через веру в лидера ("псевдоидеологизация"), распространенность независимой баллотировки и смены партийного мандата, с одной стороны, и "перетекание" электората (электорат следует за своим депутатом) - с другой, склонность к переизбранию одного и того же политика, наследственное лидерство. Картина в целом: "отдельные внутрь себя ориентированные сообщества образуют как бы сходящиеся к центру круги, точки которого сгруппированы в пирамиды иерархических патронатов"94. Особый случай представляет собой Китай, где коммунистический режим, претендовавший на тотальное переустройство общества, нанес серьезный удар по традиционным структурам, в которые, как отмечалось выше, были встроены связи личной зависимости. Но именно последние оказались живучими.95 Более чем двухтысячелетняя традиция поручительства в чиновной среде, предполагавшая преданность и благодарность рекомендованного своему поручителю, дала о себе знать в возникновении фракций и клик в аппарате власти КПК.96 Встала в новых условиях и традиционная проблема отношений "центра" и "мест"97 - вплоть до возрождения феномена "местных императоров", т.е. местных руководителей, ставших бесконтрольными властителями на подчиненных им территориях98. С началом реформ в КНР наблюдается возрождение кланов99, главы которых стремятся либо стать официальными местными руководителями, либо устанавливают тесные неформальные связи с действующими руководителями.100

дальше

 


Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.Н. Афанасьев. Клиентелизм и российская государственность. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!