Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.Н. Афанасьев. Клиентелизм и российская государственность

Власть в российских регионах

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 |

Из всего многообразия сюжетов, связанных с трансформацией постноменклатурной власти в российских регионах, в настоящей главе выделены четыре важнейшие проблемы, которые во многом определяют формы властвования и воспроизводства региональных правящих групп: 1) отношения с Федеральным центром; 2) регулирование экономики, переходящее в административное предпринимательство; 3) разделение властей; 4) местное самоуправление.

Отношения с Федеральным центром

Нормальный процесс правового разделения вопросов ведения и полномочий между органами федеральной власти и органами власти российских регионов был изначально осложнен "асимметричностью" РСФСР: "государственный" статус республик формально отличал их от краев и областей. Идеологическим обоснованием данного различия служил титульно-этнический фактор, в большинстве случаев утративший реальное содержание. "В таких условиях лидеры этнических республик вместо того, чтобы опираться на этнические и националистические движения, сконцентрировали свои усилия на сохранении республик как привилегированного класса субнациональных акторов. <...> Иными словами, этнические требования стали тем координационным механизмом, который объединил различные этнические республики, отграничив их от русских регионов. Любое предложение, направленное на ликвидацию отличий между регионами и республиками, немедленно расценивалось каждой из республик как прямая угроза ее собственным интересам".36 Вспомним, что еще летом 1991 г. в Ново-Огарево в проводимых М.Горбачевым переговорах о заключении союзного договора Б.Ельцин участвовал практически на равных с руководителями Татарии, Башкирии, Якутии и других автономных республик, заявлявших о своем суверенитете и намеревавшихся подписать союзный договор не в составе РСФСР, а в качестве самостоятельных субъектов. После августа 1991 г. Президент России назначил глав администраций и своих представителей в краях и областях, но не в республиках. Впрочем, позже представители Президента были назначены и в некоторые республики: Адыгею, Дагестан, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Карачаево-Черкесскую республику, Мордовию, Чувашию. Такая конфигурация президентского представительства, не имеющая никаких рациональных оснований (кроме вполне житейского: представители сидят там, куда их пускают), свидетельствует о сложной неформальной градации самостоятельности субъектов Федерации.

Дабы завершить "парад суверенитетов", было инициировано подписание Федеративного договора, который отчасти снял остроту вопроса. Однако Договор не подписали Татария и Чечня. Многие субъекты Федерации подписали Договор со специальными приложениями и особыми протоколами. К тому же фактически подписан был не один Договор, а три - отдельно тремя группами субъектов Федерации, обладавшими различным статусом. Ослабив угрозу суверенизации, Кремль вскоре столкнулся с настойчивым требованием равноправия со стороны "русских" регионов. Весьма характерна та форма, в которой представляли свои интересы две группы субъектов Федерации, точнее две группы государственных руководителей: Совет глав республик под председательством Президента РФ (его работу организационно обеспечивал аппарат Совета безопасности, возглавляемый Ю.Скоковым) и Совет губернаторов при Президенте.

В этих условиях в разных субъектах Федерации были весьма различны не только темпы экономических преобразований, но и реальные возможности правящих элит контролировать экономические ресурсы. По-разному шло разделение собственности Федерации и субъектов Федерации, по-разному проходила приватизация, по-разному распределялись собранные налоги. Следует подчеркнуть, что региональные власти активно использовали в своих интересах противостояние президентской и законодательной ветвей федеральной власти. В результате политического торга, официальных и неофициальных договоров раздавались различного рода налоговые льготы и прямые субсидии, причем раздачей занимались одновременно и Президент с Правительством, и Верховный Совет. Нередко Москва просто молча соглашалась с самовольными решениями регионов о перераспределении доходов. "Лидеры "парада суверенитетов" успешно осваивали опыт бывших союзных республик по остановке платежей в федеральный бюджет, внедрению "одноканальной" модели межбюджетных отношений и т.п. Более законопослушные регионы по-прежнему полагались на "выбивание" у федерального центра льготных нормативов, дотаций и субвенций".37 Конвертирование республиканскими правящими группами своей "национальной государственности" в экономические привилегии (за счет остальных российских налогоплательщиков, естественно) вызвало растущее раздражение руководителей краев и областей - реальной стала перспектива объединения "русских" регионов для политического давления на федеральную власть. Жесткое противостояние республиканских и областных лидеров блокировало все попытки - как Верховного Совета, так и президентского конституционного совещания - подготовить согласованный проект Конституции.

дальше

 


Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.Н. Афанасьев. Клиентелизм и российская государственность. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!