Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.Н. Афанасьев. Клиентелизм и российская государственность

Российское чиновничество: государев двор или гражданская служба?

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

Бюрократия выступает необходимой формой управленческой деятельности в любом современном (индустриальном) или модернизирующемся обществе, а также в замещающих их тоталитарных социумах. Даже самые радикальные формы "восстания масс" - коммунизм и национал-социализм - отнюдь не означали отказа от аппаратной техники управления. Отрицавшие государство большевики очень скоро занялись расширенным воспроизводством бюрократии, куда менее культурной, чем дореволюционная (которая тоже, как известно, не была образцом ума и умения). При этом дело не сводилось к "бюрократической диктатуре", о которой многие предупреждали до большевистской революции, и очень многие говорили после нее. Бюрократия стала "современной"57 организационной формой, которую приняло новое социальное образование - коммунистическая номенклатура. Бюрократизация всех легальных сфер социального управления и самоуправления была важной составляющей тоталитарной контрмодернизации. Именно потому, что бюрократия являлась действительной организационной формой номенклатуры, именование ее в идеологическом социуме "победившего" и "развитого" социализма было табуировано (надлежало говорить только о "проявлениях бюрократизма"). Неудивительно поэтому, что "бюрократия" стала первым словом гласности и первым именем, которым мы пытались выразить характер Системы.

Во всех бюрократически организованных социумах возникает проблема годности управленческого аппарата. Борьба с бюрократизмом (то есть борьба за эффективность бюрократии) - знамение Нового времени. При этом речь может идти и о парламентской библиотеке, и об администрации концлагеря. Анализ функций или дисфункций бюрократии сам по себе не выводит нас к верному пониманию, скажем, "демократии" в Америке, "нового порядка" в нацистской Германии или "реального социализма" в СССР. Наоборот, социология бюрократии должна быть помещена в более широкий социологический и политологический контекст. Социальный порядок, в котором функционирует и который поддерживает бюрократия, обуславливает: характер социальных целей, которые задаются аппарату; формы социального контроля за аппаратом; стиль взаимоотношений аппарата с гражданами и гражданскими объединениями; и во многом - отношения внутри аппарата (административную среду).

Бюрократия как гражданская служба

Если вести речь о современных плюралистических демократиях (полиархиях), то основы государственной службы в таких политических системах отнюдь не сводятся к классическому "веберовскому" набору: подтверждаемая квалификация, служебная специализация, иерархия, твердое жалование, обезличенные рациональные правила служебной деятельности и карьеры. Не меньшее значение для цивилизованной (в контексте евро-атлантической цивилизации конца XX в.) работы госаппарата имеют следующие установления: приоритет прав человека и гражданина; разветвленная, "эшелонированная" система публичного контроля - парламентского, финансового, административного, судебного (чаще всего со специализированной административной юстицией), информационного; законодательно закрепленные льготы и ограничения для чиновников; постоянная учеба персонала и целенаправленная подготовка административной элиты; защищенные законом профсоюзные права госслужащих; представительство и участие сотрудников в принятии решений; многообразные процедуры разрешения трудовых споров и конфликтов. Госаппарат не остался в стороне от процессов демократизации общественных структур и отношений, развернувшихся в развитых странах после второй мировой войны. Конвенция Международной организации труда (МОТ) 1958 г. о дискриминации закрепила принцип равных возможностей и подхода в отношении найма и работы. Объединенный комитет МОТ по государственной службе сосредоточил внимание и усилия на применении этого принципа во всех вопросах, касающихся найма, обучения и служебного роста в госучреждениях, подчеркивая в своих рекомендациях, что государство есть крупнейший работодатель почти во всех странах, и государственная служба должна быть образцом правильной работы с персоналом. На госслужащих распространялась и Конвенция 1948 г. о свободе объединений, в которой было определено, что рабочие и служащие без каких-либо различий имеют право учреждать организации по собственному выбору. В 1949 г. был принят еще один учредительный акт в этой области - Конвенция о правах на создание организаций и проведение переговоров профсоюзов с администрацией с целью заключения коллективного договора; однако эта конвенция не затрагивала положение госслужащих, участвующих в управлении государством. Понадобилась специальная конвенция 1978 г. по трудовым отношениям на государственной службе, чтобы распространить на всех государственных служащих меры защиты от антипрофсоюзной дискриминации, предусмотренные конвенцией 1949 г.

дальше

 


Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.Н. Афанасьев. Клиентелизм и российская государственность. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!