Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.Н. Афанасьев. Клиентелизм и российская государственность

Трудность концептуализации

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 |

Процессы перегруппировки, внутренней трансформации и самоопределения господствующих социальных групп еще не завершены, что обусловливает сложность их социологического определения. В литературе сегодня часто встречаются понятия "номенклатура", "господствующий класс", "элита"; причем, нередко их употребляют как синонимы, что ведет к совершенной концептуальной путанице.

О непродуктивности применения концепта номенклатуры к новым социальным процессам уже сказано. Если понятие "номенклатура" нужно оставить потому, что оно концептуализирует вполне определенный социальный объект, то понятие господствующий класс не годится в силу своей крайней неопределенности. В самом деле, если под "господствующим классом" иметь в виду коллективного актора социального воспроизводства, исторической деятельности, то данное понятие ничего не говорит об основаниях и характере господства, - а ведь именно это и является главной теоретической задачей. К тому же существуют большие сомнения в том, что такой "класс" (коллективный актор) в России уже сформирован - об этом разговор пойдет ниже. Если же понимать "господствующий класс", как совокупность господствующих, то содержательность такого понятия оказывается невеликой: оно ничего не добавляет к эмпирической констатации наличия неких социальных верхов. Поэтому понятие "господствующего класса" лучше оставить для абстрактных, глобальных схем в духе Парето, - оно не отражает, не концептуализирует содержания российской посттоталитарной "переходности", и потому - при внешнем радикализме и идеологических аллюзиях - не дает адекватной картины социального поведения "верхов", не обнаруживает главной социальной угрозы.

Более обстоятельного рассмотрения требует получившее широкое хождение в отечественной литературе общепринятое в социологии и политологии понятие правящая элита. При употреблении данного понятия обычно оговаривают (опять же со ссылкой на принятую в социальных науках практику), что оно не несет оценочного смысла и лишь констатирует наличие правящего меньшинства, которое всегда есть в обществе. Но тогда слово "элита" выступает по сути дела просто синонимом "правящего слоя" или "господствующего класса" (и к нему следует отнести высказанные выше претензии). Тогда вопрос: является вот это властвующее меньшинство элитой или нет? - теряет смысл. А спросить, между тем, хочется... Это интуитивное стремление обусловлено самой этимологией слова "элита". Такое несовпадение этимологии и обычного применения термина примечательно. Представляется весьма неудобным употреблять слово, значение которого прямо связано с оценкой, и всякий раз при этом оговариваться, что употребляется оно не в оценочном смысле.

На это уже обращал внимание Дж.Сартори.17 Он полагает, что распространенное толкование концепта, восходящее к Лассуэллу, игнорирует - вопреки самой семантике! - ценностную коннотацию, качественное охарактеризование, сводя понятие к алтиметрической тавтологии: элита - это те, кто наверху. Сартори предлагает вернуть концепту ценностное измерение, позволяющее улавливать противоречие между элитными качествами и властными позициями, - демократию же нужно понимать и осуществлять не как одномерное равенство, а как целенаправленный отбор элиты; демократия, согласно Сартори, есть селективная полиархия по основанию достоинств. Вполне принимая антиуравнительную, меритократическую установку уважаемого ученого, сделаю два замечания: а) качественная характеристика, указание на отборность-избранность присущи не только понятию элиты, но, пожалуй, всякому историческому имени господствующей общественной группы; б) в разных исторических и цивилизационных контекстах такая "философия имени" бывает различной18. Следовательно, для того чтобы в ряду исторических понятий (аристократия, нобилитет, боярство и т.д.) и/или в ряду социологических терминов (политический класс, властвующая группа, контролирующее меньшинство и т.д.), отличить концепт элиты и развернуть его содержательное своеобразие, удержание ценностной коннотации необходимо, но недостаточно. Нужно еще выяснить, какие именно политические ценности и обычаи подразумевает данное понятие, то есть "прочитать" его в конкретном историко-цивилизационном контексте. Такое прочтение концепта выясняет и пределы его применимости.19

дальше

 


Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.Н. Афанасьев. Клиентелизм и российская государственность. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!