Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

В.Ф. Асмус. Историко-философские этюды

Алогизм Уильяма Джемса

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
| 11 | 12 |

Наше a priori полностью подтверждается фактами. Вместе с тем здесь пред нами открывается новая - характернейшая - страница в истории новейшей буржуазной философии.

Противопоставление интуитивного знания рациональному не один раз уже было использовано идеологами буржуазии в целях критики науки и логического знания. Шопенгауэр, первым положивший начало шествию философских декадентов, противопоставлял отвлеченному знанию знание непосредственное, получаемое путем гениальной художественной интуиции. Бергсон интеллектуальному познанию положительной науки противопоставляет философскую интуицию, вводящую-де нас в глубины "жизненного порыва", творческой эволюции жизни. Но ни тот ни другой не делали еще из этого противопоставления прямых положительных выводов в пользу религиозного, мистического "познания". Шопенгауэр был совершенно далек от фидеизма и от мистики. Философия Бергсона, правда, чрезвычайно способствовала развитию религиозного умонастроения. В настоящее время никто не посмеет оспаривать крепкую связь между интуитивизмом Бергсона и современным неокатолическим движением во Франции,. И все же сам Бергсон нигде не сделал попытки использовать данные своей философии для обоснования религиозного миросозерцания. Скорее такая попытка стояла бы в противоречии со всем, что мы знаем о темпераменте этого философа. Но то, чего не могли сделать ШопенгауэриБсргч сон, сделал Джемс. У Джемса критика интеллектуализма и логики связывается с обоснованием религиозного опыта и мистического познания. В философствовании Джемса упадочная сущность новейшего антирационализма выступает с полной ясностью. Этой ясности во многом содействовала исключительная, до наивности доходящая откровенность и непосредственность Джемса. Критике интеллектуализма Джемс предался со всем пылом неофита. Одним из результатов этой критики было разочарование не только в методах интеллектуального познания, но и в средствах его выражения. На первом месте в числе этих средств - язык. По Джемсу, язык всегда есть грубо-неточное орудие для выражения адекватной истины. Если истинное, т. е., по Джемсу, чисто созерцательное, познание возможно, то оно не станет пользоваться языком для своего выражения. Язык всегда в плену у интеллекта и его несовершенной логики. Истинное познание лежит далеко вне всех обычных средств выражения. Оно не может вообще быть высказано. Оно может быть лишь безмолвным указанием на существо предстоящего, данного. Истинное познание мыслит в терминах, несоизмеримых с понятиями. "Пока мы продолжаем говорить,- утверждает Джемс,- интеллектуализм остается непререкаемым господином положения. Возвращение к жизни достигается не путем разговоров - для этого требуется действие; для того чтобы заставить вас вернуться к жизни, я должен показать вам пример; я должен сделать вас глухими к словам или к значительности слов, показав вам, как это делает Бергсон, что понятия, которыми мы пользуемся в нашей речи, образованы для практических целей, а не для целей познания. Или же я должен указать, указать прямо: вот жизнь, а вы с помощью внутренней симпатии должны наполнить ее соответственным вам "что именно"" (16, 160). Итак, единственным ответом на вопросы интеллектуализма может быть только отказ от какого бы то ни было ответа, глухота к самим вопросам и безмолвие. На место интеллектуального познания Джемс ставит молчание\ Не интуиция Шопенгауэра, не интеллектуальная симпатия Бергсона -? .нет, молчание - вот истинная философия и истинное познание! С помощью Бергсона Джемс "убедился в том, что продолжать пользоваться методом интеллектуализма само по себе ошибочно". Он понял, "что философия двигалась но ложному пути со времен Сократа и Платона, что интеллектуалистические затруднения никогда не будут разрешены интеллектуальным путем и что действительный выход из этих затруднений состоит не в том, чтобы открыть такое решение, а просто в том, чтобы заткнуть уши, когда этот вопрос ставится. Когда концептуализм требует от жизни самооправдания в терминах, выражающих понятия, то это требование становится подобно вызову на дуэль, адресованному на иностранном языке человеку, который поглощен своими делами; такой вызов не имеет для него никакого значения, и он может оставить его без внимания" 2.

Эту перемену в строе мыслей Джемс считает настолько значительной, что даже называет ее "внутренней като-строфой". "Я буквально исчерпал,- говорит он,- весь свой запас понятий; в интеллектуалистическом отношении я оказался банкротом и принужден был начать дело сначала" (там же, 161).

Таким образом, критика интеллектуализма завершается у Джемса возвращением к исходной tabula rasa. Но на этой tabula rasa Джемс воздвигает обоснование религиозного опыта и мистического гносиса (познания}. Здесь перед нами неожиданно обнаруживается истинный практический смысл джемсовского антиинтеллектуализма. Критика логизма переливается в апологию веры, в оправдание мистического гносиса. Нельзя достаточно подчеркнуть, насколько знаменателен тот факт, что критика интеллектуализма тесно соединяется у Джемса с теоретическим обоснованием веры. Ни в одном из сочинений эта связь не выступает так прозрачно, как в "Многообразии религиозного опыта". "По враждебной мистицизму теории,- читаем мы здесь,- которую в философии иногда называют рационализмом, все наши верования в последнем счете должны быть основаны на ясно выраженных положениях, которые можно подразделить на четыре категории: 1) определенные теоретические обоснования; 2) определенные факты чувственного порядка; 3) определенные гипотезы, построенные на этих фактах, и 4) определенные логические выводы... И все же,- утверждает Джемс,- если рассматривать духовную деятельность человека в ее целом, если принять во внимание и ту сторону ее, которая независима от области знания и мышления и которой люди внутренне втайне подчиняются, то мы принуждены будем признать, что рационализм знает лишь об относительно поверхностной стороне духовной жизни человека... эта сторона,- по объяснению Джемса,- пользуется общим признанием потому, что ей служат все средства языка, она может засыпать вас доказательствами, разоружить логикой, разбить словами. Но это все бессильно поколебать вашу уверенность в тех случаях, когда ваша не укладывающаяся в слова интуиция идет вразрез с умозаключениями рассудка. Источник этих интуиции лежит в нашей природе гораздо глубже той шумно проявляющейся в словах поверхности, на которой живет рационализм" (18, 65). И несколько ниже: "...в области метафизики и религии логические доводы обязательны для нас лишь тогда, когда признания их требует наша неопределенная интуиция реальности... Подлинную основу истины всегда составляет наша импульсивная вера, а наша выраженная в словах· философия - это лишь ряд формул, в какие вера облекается (курсив мой.- В. Л.)".

Джемс ставит на голову отношение между знанием и верой. Но Джемсу, не знание руководит верой, но вера знанием. То, что мы называем знанием, есть, по Джемсу, лишь поверхностная оболочка нашей веры. Верованиями определяется направление, объем и содержание знания. "Непосредственное, интуитивное убеждение таится в глубине нашего духа, а логические аргументы являются только поверхностным проявлением его. Инстинкт повелевает и ведет - разум покорно следует за ним. Если кто-нибудь ощущает бытие живого Бога... то никакие критические рассуждения, как бы они ни были основательны, не будут в состоянии поколебать его веры (курсив мой.- В. А.)" (там же, 66).

В.Ф. Асмус. Историко-философские этюды. Алогизм Уильяма Джемса. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
В.Ф. Асмус. Историко-философские этюды. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!