Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

В.М. Богуславский. Скептицизм в философии

Скептические идеи позднего средневековья (Абеляр, Ибн-Рушд, Николай из Отрекура и др.)

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

1. Средневековый догматизм и обстоятельства, вызвавшие появление скептицизма в средние века. Такой гипертрофии догматизма, такого глубокого его воздействия на всю умственную жизнь, с какими мы встречаемся в средние века, не знала, пожалуй, ни одна из известных нам других эпох. Если античные скептики были убеждены в том, что до сих пор никому из людей не удалось достичь достоверных знаний, что неизвестно, удастся ли и в будущем приобрести такие знания, то проникнутые ревеляционизмом господствующие в средние века ортодоксальные течения мысли убеждены в том, что все люди, сознание которых благодаря вере озарило откровение, обладают несомненными, абсолютными, всеобъемлющими истинами, а в заблуждении коснеют лишь неверующие, позволяющие себе сомневаться в этих истинах или даже дерзающие их отрицать.

От господствующих, официально санкционированных церковными властями взглядов значительно отходят средневековые оппозиционные течения. Абеляр (1079-1142) убежден, что высказывания, содержавшиеся в первоначальном, неискаженном Писании, "полны разума", абсолютно истинны, что Христос в Писании учит нас, "каким образом мы должны привлекать к вере при помощи разумных доказательств тех, которые ищут мудрости" [1]. Для Абеляра истины веры совпадают с истинами разума, а теология - с подлинной философией. Он считает, что "у разбирающихся людей большую силу имеют разумные доказательства, чем чудеса", - ведь чудеса может вызывать и "дьявольское наваждение". Мышление, основанное на доводах, об истинности которых свидетельствует разум, и логически последовательное - "искусство диалектики" - дает нам "высшую мудрость". Только люди, владеющие этим "искусством", могут называться философами. В нашей познавательной деятельности умению следовать "истинным доводам разума" принадлежит решающая роль: "по сравнению с прочими искусствами только оно дает возможность познания и только его одно следовало бы назвать знанием" [2]. Рациональное доказательное мышление одно лишь способно "просветить нас светом истинной мудрости", лишь оно "делает нас в равной степени христианами и истинными философами" [3]. Истинный философ должен начинать свою деятельность не с уверенности в том, что решение стоящего перед ним вопроса уже имеется, что оно уже найдено, а с сомнения, "вопрошания", толкающего к исследованию данного вопроса, к поискам основанного на разуме его решения. "Вопрошание" - это ключ к мудрости и "к широкому пользованию этим ключом побуждает проницательнейший из философов - Аристотель... сомневаясь, мы приходим к исследованию, исследуя, достигаем истины" [4].

Абеляр показывает, что, поставив под сомнение тексты, объявленные ортодоксами не подлежащими обсуждению, непререкаемо истинными, и подвергнув их рациональному исследованию, мы обнаруживаем в них множество противоречий и явных бессмыслиц, вызванных как ошибками при их переписке, так и заблуждениями авторов этих текстов. "...Когда известно, что даже сами пророки и апостолы не были совсем чужды ошибок, что же удивительного в том, если в столь многочисленных писаниях святых отцов иное по вышеуказанным причинам кажется произнесенным или написанным ошибочно?" [5]

Конечно, в рассуждениях Абеляра, вскрывающего несостоятельность положений, по общему мнению несомненных, требующего подвергать все сомнению и оставлять под сомнением, пока рациональное исследование не принесет достаточных оснований для принятия или отрицания предлагаемого положения, - в этих рассуждениях налицо скептическая направленность. Но эта скептическая мысль принципиально отлична от пирронизма греков. Ведь пирронизм ставит под вопрос саму способность рационального исследования доставлять истинное знание. Абеляр же твердо уверен в том, что такое исследование обязательно приводит нас к подлинной истине.

Перед нами взгляд, диаметрально противоположный той концепции средневековых ортодоксов, согласно которой "человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же то, что преподано богом в откровении, следует принять на веру" [6], как писал Фома, заявлявший, что, в отличие от философии и других наук, занимающихся предметами, "которые открыты естественному разуму", теология ведет нас "к тем предметам, которые превыше разума". Что касается философских дисциплин, то теология "прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам"; она "может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений" [7].

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
В.М. Богуславский. Скептицизм в философии. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!