Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

В.Е. Борейко. Философы дикой природы и природоохраны

Мюир Джон

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 |

Родился Джон Мюир (1838-1914) в Шотландии. В 1849 году он эмигрировал вместе со своей семьей в Соединенные Штаты, позднее поступил на курсы по химии, геологии и ботанике в университет в Висконсине. Джон Мюир - основоположник заповедного дела в США, организатор американской службы национальных парков, талантливый публицист в защиту природы. Основатель и первый президент одной из сильнейших американских природоохранных организаций - Сьерра-Клуба, идеолог американской охраны дикой природы, отец американского природоохранного движения. "Я испытываю мало симпатии к человеку, - заявил как-то Джон Мюир, - и если бы произошла война между дикими животными и Его Величеством Человеком, я бы встал на сторону медведей". В отличие от других титанов американской природоохраны - Генри Торо и Олдо Леопольда, непризнанных при жизни их современниками, Джон Мюир был очень популярен. Его называли "мистическим экологом". Самые престижные газеты и журналы заказывали ему статьи, с ним лично под-держивал связь президент США Теодор Рузвельт. И по сей день книги Мюира переиздаются огромными тиражами.

К сожалению, в СССР и на постсоветском пространстве Джон Мюир неизвестен.

Мюир совершал длительные путешествия по всей Америке, ведя наблюдения одновременно как ученый и как энтузиаст дикой природы. "Он прошел от Индианы до Флориды, испытал приступы малярии, перебивался случайными заработками на пляжах Кубы и путешествовал пароходом через Панамский канал в Калифорнию на протяжении одного года. Подобно всем, кто стремился к добровольному изгнанию, его "призвание" требовало усердных паломничеств, и он продолжал их безустанно. "Мое первое лето в Сьерре" является ликующим восторженным журналом не о пути, а о прибытии. В этих горах Мюир нашел свой "подлинный север", точку на компасе, всегда притягивающую его" (Muir, 1987).

"Он был по-монашески скромен, не жаловался, стремился держаться в тени и быть почтительным. Казалось, что для Мюира не существует такой вещи, как неудобства. Он охотно путешествовал без теплой одежды и проводил долгие ночи возле костра. На рассвете он варил свой чай и жевал грубый, испеченный в печи хлеб, затем он отправлялся на кручи Сьерры и пожирал взглядом все, что попадало ему на глаза" (Muir, 1987). Для Мюира природный мир был не только лабораторией для научных исследований, но и храмом для поклонения. В детстве, спасаясь от суровой жестокости отца, Джон находил утешение в лесах и лугах. Путешествуя позже, он все больше испытывал благоговение и почтение перед силой и красотой дикой природы, каждый новый шаг был для него откровением, ощущением божественности. Мюир становился религиозным человеком. Чем больше он бродил по Сьерре, и чем тщательнее он изучал щедрость природы, тем более вездесущим становился его Бог.

В своих путешествиях Мюир иногда сталкивался с индейской и эскимосской культурами и ощущал соответствующее сходство их религиозных идей. "Свободные от христианского самомнения, они молились природным богам и неочеловеченным созданиям" (Fox, 1981).

Этические, эстетические и теологические идеи Мюира объединились в научный натурализм, подкрепленный пантеизмом. Мюир представлял себе науку, мотивированную религиозным желанием увидеть лицо Бога. Ценности и факты, таким образом, оказывались неразделимы. Например, наблюдая диких и одомашненных овец, Мюир доказывает, что "хорошо созданная природой шерсть дикой овцы лучше и красивее прирученной" (цит. по: Nash, 1982). Можно понимать так - все, что создано Природой (Богом), лучше, чем переделанное человеком. "Чистая дикая жизнь является той самой необходимостью для людей и овец вместе взятых" (цит. по: Nash, 1982).

дальше

 


Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
В.Е. Борейко. Философы дикой природы и природоохраны. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!