Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

В.Е. Борейко. Философы дикой природы и природоохраны

Торо Генри

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |

Генри Торо (1817-1862) - выдающийся идеолог охраны природы, американский философ-трансценденталист. Закончил Гарвард. Его влияние на развитие идеи охраны природы, особенно в США и Канаде, огромно. Собственно говоря, он первым в западной культурной традиции стал говорить о дикой природе, как о нравственной и свободной сущности, которую именно за это и нужно ценить. Самыми важными его работами для природоохранников являются: "Дневник", эссе "Прогулки", "Уолден, или жизнь в лесу" и "Черника". В СССР некоторые из этих произведений были переведены и изданы в конце 1980-х годов, однако прошли мимо природоохранной общественности.

Следует отметить, что при жизни Торо не был понят современниками. Первое издание "Уолдена" не раскупалось. В 1906 году, когда было издано его полное собрание сочинений, о Торо никто ничего не слышал. Генри Торо стал популярен в США лишь спустя более века после своей смерти. Сейчас он, наряду с Джоном Мюиром и Олдо Леопольдом, наиболее цитируемый автор в экофилософских работах Запада.

Торо являлся трансценденталистом и поэтому верил в существование "сверхдуши" или божественной моральной силы, которая управляет всем творением. Он также изучал буддийскую религию и был первым переводчиком буддийской "Лотус Сутры" на английский язык. Все это оказало огромное влияние на развитие его природоохранных взглядов.

В одной из своих работ он пишет: "Лес наполнен таким же живым духом, как и человек" (цит. по: Nash, 1988). Концепция Торо о дикой природе была революционна тем, что оказалась лишена всякой дискриминации дикой природы. По его мнению, дикая природа - ни что иное, как цивилизация, но другая, чем наша (цит. по: Nash, 1988). Эти мысли замечательны тем, что их не существовало в прежних западных культурных взглядах. Хотя Торо и не использовал термина "экоэтика", он, по сути, был ее идеологическим основателем. Все начиналось с его тезиса, что "лучше дарить жизнь, чем смерть". Более четкого кредо природоохранного движения трудно найти.

"Почему мы осуждает тех, кто издевается над детьми, и поощряем тех, кто делает это с природой?", - вопрошал экофилософ (цит. по: Nash, 1988). Здесь Торо останавливался на том, что природу следует наделить такими же моральными правами, что и человека. Постепенно в своих работах Торо делает все больше акцента на природе: "Здоровье вы найдете не в обществе, а в природе, - пишет он, -" Общество всегда больное, и даже самое лучшее общество - самое больное". И далее: "Поползень и красная белка - компания более вдохновляющая, чем общество государственных мужей и философов" (цит. по: Oelschlaeger, 1991). Торо говорил, что когда рубят живое дерево, в этом есть что-то почти трагическое, ибо оно становится всего "лишь древесиной". По его мнению делать из сосны доски и дома не менее справедливо, чем убивать человека и "делать" из него навоз.

дальше

 


Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
В.Е. Борейко. Философы дикой природы и природоохраны. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!