Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Эдуард Целлер. Очерк истории греческой философии

Менее значительные сократические школы

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |

35. Школы Сократа; Ксенофонт, Эсхин. Среди множества лиц, которых привлекала и пленяла дивная личность Сократа, большинство, вероятно, более понимало его нравственное величие и этическую ценность его речей, чем его научное значение. Как представлялась Сократова философия с этой точки зрения и как она применялась к жизни,-это показывает Ксено-фонт* (родился [согласно Аполлодору ] около 440 г. или несколькими годами позднее и умер после 355 г.) Как ни почтенны практическая деятельность, религиозность и рыцарская натура этого человека,1 и как ни велики его заслуги в деле сохранения Сократова учения, - его понимание философского содержания этого учения представляется все же ограниченным. Сходным образом, по-видимому, Э с ? и н ** в своих сократических диалогах излагал учение своего наставника только с его практической и общедоступной стороны. Более философскими натурами, согласно описанию Платона (Phadon, Phadr. 242В), были фиванцы Симмии и Кебе т, ученики Филолая; но ни об одном из них мы не знаем ничего более определенного; их сочинения уже Панэтий признавал подложными (или не заслуживающими доверия?); дошедшая до нас "Картина" Кебета, аллегорическое изложение стоической морали, во всяком случае подложка. В качестве основателей философских школ нам известны, помимо Сократа, четыре ученика Сократа. Евклид, путем многообразного сочетания элеатских учений с сократовскими, основал мегарскую школу, а ? е -дон - родственную ей элидскую; А н т и с ? е н, под влиянием горгианской софистики, основал киническую школу, Аристипп, под влиянием Протагора, - киренскую.

1 Гомперц (Griech. Denker, II, 89 и ел.) видит в этой борьбе между Сократом и афинским народом, как некогда Гегель, столкновение "двух миросозерцании", и в осуждении Сократа - правомерную самооборону против разрушительного действия его учения и поведения. См. опровержение этого мнения у Pohlmann'a, Sokrates und sein Volk. 1899.

36. Мегарская и элидо-эретрийская школы. Евклид из Мегары, верный почитатель Сократа, познакомился (быть может, еще до своего сближения с Сократом) также с элеатским учением. После смерти Сократа он выступил сам учителем в своем родном городе. После его смерти руководство ею школой перешло к И ? т и ю. Младшим современником последнего был диалектик Е в -б у лид, страстный противник Аристотеля; одновременно с ним жил ? ? а с и м a ?,*** немного моложе - ? а с и к л. К последней трети и к концу четвертого века относится деятельность Диодора Крона (ум. 307 до Р. X.) **** иСтильпонаиз Мегары (?кил между 370- 290); ***** младшие современники Стильпона суть эристик Алексин и Филон, ученик Диодора. - Исходную точку мегарской философии составляло, согласно Платону (Soph. 346 В и ел.) -изложение которого Шлейермахер справедливо относит именно к мегарской школе 2 - Сократово учение о понятиях. Если только отвлеченное познание обладает истиной - так умозаключает Евклид, сходясь в этом с Платоном, - то лишь тому может быть присуща действительность, на что направлено это познание - неизменной сущности вещей, ??????? ???? ("бестелесным формам"); напротив, телесный мир, о котором свидетельствуют наши чувства, вообще не может быть признан сущим: возникновение, уничтожение, изменение и движение немыслимы, и потому мегарцы устанавливают положение (A r ist, Metaph. IX, 3. 104 в. 29 и ел.), что возможно лишь то, что действительно. Но все сущее в конечном счете сводится (как у Парменида) к сущему как единству; и, отождествляя последнее с высшим понятием Со-кратовой этики и теологии - с понятием блага, - Евклид вскоре пришел к дальнейшему положению: существует лишь единое благо, которое, будучи неизменным и тождественным себе, лишь обозначается различными именами - именами истины, разума, божества и т. д.; и точно так же существует лишь единая добродетель - познание этого блага, - и отдельные добродетели суть лишь различные названия для нее. Все остальное же, кроме блага, признавалось не-сущим, и этим, конечно, опять уничтожалась множественность "бестелесных форм" (на возражения, которые Евклид с этой точки зрения выставлял против Платона, последний, по-видимому, отвечает в диалоге "Пар-менид"). - Для обоснования этих воззрений уже Евклид пользовался, по примеру Зенона, косвенным доказательством через опровер?кение противников; его ученики с такой страстью отдавались диалектике, что отсюда вся школа получила название диалектической или эри-стической. Большинство апорий, которыми они при этом пользовались ("покрытый", "л?кец", "рогатый", "сорить" и т. п.), заимствованы от софистов или придуманы в их вкусе, и мегарцы пользовались ими несомненно столь же эристически, как и софисты. От Диодора мы знаем четыре доказательства против возможности движения, составленные по образцу доказательств Зенона, и аргументацию в пользу мегарского учения о возможном, которая под названием ??????? ? ("главенствующий") славилась в течение многих веков.1 Если однако, он говорил: возможно лишь то, что есть или будет, что либо могло прежде быть в движении, но не может двигаться - то это есть странное противоречие.* Еще далее уклонялся Фил он от строгого учения своей школы. Стильной,** который имел учителем не только Фра-симаха, но и киника Диогена, обнаружил себя учеником последнего в своей этической тенденции; словом и делом он проповедовал апатию и автаркию *** мудреца, и свободно относился к народной религии; он же утверждал, в духе киников, что ни одному субъекту нельзя приписывать отличного от него предиката; но в остальных отношениях он оставался верным мегарской школе. Его ученик Зенон преобразовал мегарскую школу вместе с кинической в стоическую.****

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Эдуард Целлер. Очерк истории греческой философии. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!