Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Эдуард Целлер. Очерк истории греческой философии

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ПОСЛЕАРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ: СТОИЦИЗМ, ЭПИКУРЕИЗМ, СКЕПСИС. Стоическая философия

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
| 11 |

65. Введение. Переворот, который был произведен в жизни греческого народа расцветом македонского могущества и завоеваниями Александра, должен был глубоко повлиять и на греческую науку. В восточных и южных странах грекам открылось необозримое поле деятельности, оттуда притекало множество новых воззрений, возникали новые центры международного общения и культуры, и в сами греческие школы все чаще вступали, в качестве учителей и учеников, эллинизированные представители восточных народов. С другой стороны, старая эллинская родина потеряла свою политическую самостоятельность и политическое значение, стала предметом спора для чужестранцев и ареной их битв; благосостояние и численность населения неудержимо падали; нравственная жизнь, которая давно уже не имела твердой опоры в старой народной вере в богов, и которая теперь лишалась поддержки сильной, направленной на великие цели политической деятельности, грозила потонуть в мелких интересах частной жизни, в погоне за наслаждениями и деньгами, в борьбе за ежедневное пропитание. При таких условиях было вполне естественно, что склонность и способность к свободному, чисто научному миропониманию иссякала, что на первый план выступили практические задачи, и что главная ценность философии все более искалась в том, чтобы она давала человеку убежище от жизненных горестей. Тем не менее, в силу склонности греческого народа к умозрению и глубоко укоренившихся со времен Сократа убеждений, для этой цели то?ке оказывалась необходимой определенная научная теория. Понятно также, что осуществление указанной нравственной задачи усматривалось в конечном итоге лишь в том, чтобы личность стала независимой от всего внешнего и всецело сосредоточилась на своей внутренней жизни; и даже те направления, которые признавали ценность общественной жизни, требовали этой жизни, в согласии с условиями александрийской и римской эпохи, скорее в космополитическом, чем в политическом смысле. Этому содействовало и то, что уже Платон и Аристотель в их метафизике и этике содействовали отвращению личности от внешнего мира. Этапы развития этого образа мыслей, в течение ряда веков после Аристотеля, были уже отмечены на стр. 39 и ел.

66. Стоическая школа в 3-м и 2-м веке. Основателем стоической школы был 3 е н о н из Китиона на Кипре, - греческого города с пришлым финикийским населением. Его смерть приходится на 262 г., его рождение - так как он умер 72-х лет (согласно Персею у Diog. VII, 28, вопреки свидетельству подложного письма там же) - на 334/3 г. На 22-м году жизни он прибыл в Афины, сошелся с киником Кратетом, позднее со Стильпоном, но слушал также лекции мегарца Диодора, Ксенократа и Полемона. В 300 году он выступил сам в качестве преподавателя и писателя по философии;1 его ученики сперва назывались зеноновцами, а позднее получили название стоиков, по имени места их собраний, "стоа пойкиле" (узорчатый портик).* Он жил, пользуясь всеобщим почитанием за свой благородный характер, и добровольно лишил себя жизни. За ним следовал Клеанф из Асса в Троаде, - человек, отличавшийся редкой силой воли, отсутствием потребностей и строгим образом жизни, но малой подвижностью мысли; согласно Index Stoic. Hercul. (см. выше стр. 26) col. 29, 1 он родился в 331/0 году до Р. X. и умер, вероятно, в возрасте 99 лет, т. е. в 232/1 году,2 покончив с собой голодной смертью.

Наряду с ним из личных учеников Зенона наиболее известные суть: его земляк и сожитель Персе и,** Аристон из Хиоса, Э p и л л из Карфагена (об обоих последних ср. стр. 188-189), Сфер;из Бос-пора, учитель спартанского царя Клеомена, поэт Арат из Сол в Киликии. Преемником Клеанфа был Хрисипп из Сол (умер в 208/4 году (О1. 143), в возрасте 73 лет, след., родился в 280/76 году), проницательный диалектик и трудолюбивый ученый, который своей успешной педагогической деятельностью и своими необыкновенно многочисленными сочинениями (впрочем, также слишком многословными и небрежными по стилю) не только значительно содействовал внешнему распространению стоицизма, но и завершил научную систему этого учения. Современниками Хрисиппа являются Эратосфен из Кирены (276/2-197/3),1 знаменитый ученый, который был учеником Аристона, и проповедник морали Телет, кинические наклонности которого заставляют предполагать, что он был связан со стоицизмом также через посредство Аристона (Stob. Floril. 95, 21 ).2 За Хрисиппом следовали двое его учеников - сперва Зенон из Тарса, а затем Диоген из Селевкии (Диоген Вавилонянин), который еще в 155 году принимал участие в философском посольстве в Риме (см. стр. 173), но, вероятно, умер вскоре после этого. Из многочисленных учеников Диогена его преемником на кафедре в Афинах был Антипатр из Тарса (умер в 125 году до Р. X.), тогда как Архедем, также из Тарса, основал школу в Вавилоне. С двумя его учениками, Боэтом и Панэтием, мы еще встретимся ниже (§ 80).

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Эдуард Целлер. Очерк истории греческой философии. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!