Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Страницы:
|все|
| 01 | 02 |

Индийская философия - одна из наиболее древних в мире: ее история исчисляется многими сотнями лет. Зарождение индийской философии относят обычно к Х-IX вв. до н. э. Исторически первые философские системы в Индии, как и в Греции, представлены различными материалистическими школами.

Как известно, весь ход экономического, политического и культурного развития древней Индии определялся существованием сложившегося на развалинах первобытно-родового строя классового общества с его кастовым строем.

Своеобразная история народов Индии, особенности ее социального устройства, нашедшие отражение в существовании каст, вызвали специфическое развитие философских и общественно-политических взглядов у этих народов. Общественная и политическая жизнь Индии, а поэтому естественные и общественные науки в силу сложившихся исторических условий развивались сравнительно медленно. К тому же в Индии одна из форм родового политеизма, так называемое ведийское мировоззрение, с крушением родового строя частично сохранилась в философско-религиозных взглядах брахма-нистов, защищавших кастовое устройство общества и признававших древние веды священным писанием. Социальные группы, выступавшие против кастовости общества, боролись против кастовой идеологии и ее носителей. Особой остроты идеологическая борьба достигла к VI-V вв. до н. э. Таким образом, признание или непризнание вед священным писанием стало, в известной степени, пробным камнем для философских направлений Индии, а религиозные вопросы стали предметом рассмотрения почти всех философских школ. История индийской философии, как и любой другой философии, есть история материализма и его борьбы с идеализмом. Идеалисты, отражавшие интересы эксплуататорских классов, в борьбе против материалистов (чарваков - в древнеиндийской философии) искажали их учения. Мыслители-материалисты подвергались преследованиям, а их сочинения уничтожались. Этими особенностями развития индийской философии воспользовались реакционные буржуазные теоретики Западной Европы'-Западноевропейская буржуазная история философии с присущей ей тенденцией третирования "восточной" культуры, в сущности. игнорировала индийскую философию, то относя ее к предистории философии, то признавая в ней лишь ее религиозно-этическую проблематику. Большую роль в деле научного изучения истории индийской культуры сыграли русские и советские ученые. Основателями научного изучения буддизма явились русские ученые В. П. Васильев и И. П. Минаев. Весьма значительный вклад в изучение древнеиндийской философии, особенно буддийской, внесли академики С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской. Эти два выдающихся русских ученых организовали систематическое изучение Северного буддизма. По инициативе акад. С. Ф. Ольденбурга в Академии Наук с 1897 года стала выходить всемирно известная серия "Bibliotheca buddhica", или "Собрание оригинальных и переводных буддийских текстов". В этом большом международном издании, которое выходило под редакцией академиков С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского вплоть до 1938 года, принимали участие виднейшие ученые различных стран Востока и Запада. В своих трудах, особенно советского периода, акад. Ф. И. Щербатской на основе изучения оригинальных санскритских и тибетских текстов объяснил ряд важнейших вопросов буддийской логики и философии. Его работы получили всеобщее признание. Впервые в нашей стране им были исследованы сочинения индийских материалистов. Традиции акад. Ф. И. Щербатского продолжали у нас его ученики О. О. Розенберг и Е. Е. Обермиллер, оставившие после себя ценные и широко известные труды, посвященные буддизму.

Ознакомлению с историей индийской культуры и философии в значительной мере способствовали переводы на русский язык отдельных памятников индийской культуры. В Советском Союзе опубликован ряд трудов по истории Индии, а также переведены на русский язык произведения древнеиндийского эпоса "Махабхарата" (книга первая, перевод с санскрита В. И. Кальянова) и классический памятник позднего средневековья "Рамаяна" (перевод с хинди акад. А. П. Баранникова). В настоящее время ведется исследовательская работа по переводу на русский язык других классических произведений индийского народа.

Однако современные реакционные буржуазные философы до сих пор спекулируют на нерешенных проблемах древнеиндийской философии, фальсифицируя ее историю. Они всячески искажают и принижают материалистические течения и превозносят идеалистические направления, в особенности подчеркивая присущую им проповедь смирения и непротивления.

В освещении истории индийской философии особую позицию занимают современные индийские буржуазные историки философии, проделавшие известную работу по восстановлению и изучению древних санскритских текстов. В современной Индии появился ряд трудов, посвященных древнеиндийской философии. Можно назвать двухтомную "Индийскую философию" Сарвепалли Радхакришнана, четырехтомную "Историю индийской философии" Дасгупты, "Краткую историю индийского материализма" Шастри, труды Джава-харлала Неру и других.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!