Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия

Критика Рамануджей учения адвайты об иллюзии

Страницы:
|все|
| 01 | 02 |

В своем комментарии на "Брахма-сутру" Рамануджа, живший много позже Шанкары, имел возможность подвергнуть критике взгляды Шанкары и его последователей. Мы обязаны Раманудже изложением многих неясных вопросов школы адвайты. Хотя выдвинутые Рамануджей обвинения были опровергнуты последователями школы адвайты, эти возражения имеют, однако, огромное значение для более глубокого понимания как учения Рамануджи, так и учения Шанкары. Мы остановимся здесь на главных возражениях Рамануджи против теории адвайты относительно майи и вкратце укажем на возможность их опровержения с точки зрения Шанкары.

Где обитает невежество, о котором говорят, что оно порождает мир, бытие? Нельзя сказать, что оно находится в индивидуальном я (душе), ибо сама индивидуальность порождена невежеством, а причина не может зависеть от своего следствия. Равным образом нельзя сказать, что невежество должно находиться в Брахмане, потому что тогда он перестал бы быть всеведущим.

В защиту Шанкары можно было бы сказать, что если даже признать, что невежество присуще индивидуальному я, то трудности возникают только тогда, когда мы считаем одно предшествующим другому. Но если невежество и индивидуальность рассматривать как два взаимозависимых аспекта одного и того же факта, как, например, площадь круга и его окружность или треугольник и его стороны, то трудность не возникает. Больше того, если местонахождением невежества считать даже Брахмана, то и тогда трудности можно избежать посредством устранения недоразумения, на котором она основана. Майя в Брахмане есть невежество только в смысле силы, порождающей невежество и иллюзии у индивидов; на самого же Брахмана она оказывает влияние не больше, чем сила фокусника, создающего иллюзии, на его собственное значение.

Говорят, что майя скрывает действительную природу Брахмана. Но Брахман по сути своей должен быть самообнаруживающимся. Если майя скрывает Брахмана, то это значит, что самообнаруживающаяся природа бога разрушается ею, и Брахман перестает быть таковым.

Но на это можно возразить, что невежество скрывает Брахмана только в смысле недопущения (preventing) познания его реальной природы невежественным индивидом, подобно тому как облако скрывает солнце, не допуская тем самым восприятие его человеком. Следовательно, невежество разрушает природу Брахмана не более, чем облако разрушает самообнаруживающуюся природу солнца. Самообнаружение означает беспрепятственное обнаружение самого себя, а не обнаружение, невзирая ни на какие препятствия. Оттого, что слепой не может смотреть, солнце не перестает само себя обнаруживать.

Какова природа невежества? Последователи школы адвайты иногда говорят, что майя не поддается определению, что она ни реальна, ни нереальна. Это абсурд, поскольку наш опыт показывает, что вещи бывают либо реальными, либо нереальными. Какая третья категория, кроме этих двух противоположностей, может еще существовать?

Ответ на это будет следующий: майя, так же как и каждый иллюзорный объект, не должна поддаваться определению ввиду наличия действительной трудности. Поскольку иллюзия или иллюзорный объект кажется чем-то, его нельзя назвать нереальным объектом, каким считаются квадратный круг или сын бесплодной женщины, никогда даже не казавшиеся существующими. Но поскольку иллюзия со временем раскрывается, опровергается некоторым опытом, то нельзя сказать, что она абсолютно реальна, вроде Атмана или Брахмана, реальность которых совершенно непротиворечива. Майя и всякий иллюзорный объект обладают именно этой противоречивой природой и заставляют нас признать эту природу чем-то своеобразным, не поддающимся определению в рамках обычной реальности или нереальности. Сказать, что майя не поддается определению, значит только определить факт - нашу неспособность подвести ее под какую-либо обыкновенную категорию, и это отнюдь не означает того или иного нарушения закона противоречия. В действительности же, поскольку "реальное" означает в теории адвайты "абсолютно реальное", а "нереальное" - "абсолютно нереальное", они составляют пару противоречий не более, чем слова "очень холодно" и "очень тепло".

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!