Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ДЖАЙНИЗМА. Природа и виды знания

Страницы:
|все|
| 01 | 02 |

Три упомянутых выше вида сверхчувственных восприятий являются непосредственными par exellence (по преимуществу. - Ред.). Но, кроме того, существует два вида обычного познания, которым обладает каждый индивид. Они называются мати и шрута. В отношении понимания точного значения этих терминов среди писателей-джайнистов имеются известные разногласия. Но, как правило, под словом "мати" понимают такой вид познания, который мы получаем посредством чувств или ума 2. Понимаемое таким образом мати включает в себя обычное непосредственное познание (внутреннее и внешнее восприятие), память, опознавание и вывод3. "Шрута"-это знание, получаемое от авторитета.

Джайнские философы так- описывают процесс обычного восприятия и сохранения воспринятого в памяти 4. Сначала имеет место только какое-то отдельное ощущение, скажем звука, но еще не известно, что он означает. Это первоначальное состояние сознания называется аваграха, то есть восприя1ие объекта. Затем возникает вопрос: "Что это за звук?". Это вопрошающее состояние ума называется иха, то есть вопрос. Далее появляется определенное суждение вроде следующего: "Это звук автомобиля", - что называется авая, то есть устранение сомнения. И затем то, в чем мы уверены, удерживается в уме, что называется дхарана, то есть закрепление в уме.

Шрута - второй вид обычного познания - понимается преимущественно как познание, получаемое из уст других 6. Сюда относятся все виды познания, полученные из устного или письменного авторитетного источника. Но поскольку понимание авторитета зависит от восприятия звуков или написанных букв, то мати предшествует шрута.

1 См. U m as v a m i, Tallvarthadhigama-sutra, ч. I, сутры 9, 12, 21-29.

2 Там же, 1. 14.

3 Там же, 1. 13.

4 Там же, 1. 15. "

5 Там же, 1. 20.

Отмечается далее, что эти два вида обычного познания, а равно и низший вид непосредственного сверхчувственного познания, не свободны от случайных ошибок. В то же время два высших вида непосредственного сверхчувственного познания никогда не приводят к ошибке.

Для обычных целей джайнисты признают пользу общепринятого признания наличия трех источников познания - восприятия, вывода и свидетельства (то есть авторитета) 1.

Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ДЖАЙНИЗМА. Природа и виды знания. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!