Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия

Свидетельство. Природа и классификация свидетельства

Страницы:
| 01 |

Последним источником познания наяйики считают свидетельство (шабда). Буквально "шабда" означает устное познание объектов, получаемое из слов или суждений других лиц. Однако не всякое устное знание достоверно. Достоверным устным свидетельством наяйики считают только шабду, то есть такое свидетельство, которое является утверждением заслуживающего доверия лица 1. Устное утверждение достоверно только в том случае, если оно исходит от лица, познавшего истину и высказывающего ее другим для того, чтобы они ею руководствовались. 2 Но мы знаем, что одного суждения или утверждения самого по себе, еще недостаточно для получения знания о вещах. Равным образом, простое восприятие слов суждения отнюдь не приводит к какому-либо знанию объектов. Только при восприятии слов и понимании их значения можно приобрести какое-либо знание из устного заявления. Значит, если достоверность устного познания опирается на утверждение заслуживающего доверия лица, то его возможность зависит от понимания смысла этого утверждения. Следовательно, шабда (свидетельство) как источник достоверного познания состоит в понимании смысла утверждения заслуживающего доверия лица3.

1 См. "Nyaya bhasya", 1. 1. 6, "Nyayamanjari", cтp. 141-142.

2 См. "Nyaya-sutra" и "Bhasya", 2. 1. 42. 8

3 Cм. "Nyayavarttika", 1. 1. 6.

4 Cм. Jivananda Vidyasagara, "Tarka-sangraha" и "Dipika", стр. 63.

5 "Tattvakaumudi", 5.

6 "Prameyakamalamartanda", ч. III.

7 "Sastradipika", стр. 74-76.

8 Dharmarajadhvarindra, Vedanta-paribhasa, ch. III.

9 См. S. С. С h a tt e r j e e. The Nyaya Theory of Knowledge, ch. XVI.

Шабду можно классифицировать двумя способами. По первому способу шабда подразделяется на два вида: 1) свидетельства, относящиеся к воспринимаемым объектам, и 2) свидетельства, относящиеся к невоспринимаемым объектам 4.

Первый вид шабды объединяет утверждения заслуживающих доверия обыкновенных людей, а также свидетельства святых и авторитетного священного писания в той мере, в какой они относятся к воспринимаемым объектам мира, например очевидные показания свидетелей на суде, заявления опытных крестьян о растениях, предписания священных текстов о выполнении определенных ритуалов с целью вызвать дождь и т. п. Ко второму виду шабды относятся все утверждения заслуживающих доверия лиц: рядовых граждан, святых, пророков, а также священного писания, в той мере, в какой они касаются сверхчувственной реальности, например данные науки об атомах, эфире, электронах, витаминах и т. д., проповеди пророков о добродетели и пороке, тексты священного писания о боге, свободе и бессмертии.

1 "Nyaya-sutra", 1. 1. 7.

2 "Tarkikaraksa", стр. 94-95. Jivananda Vidyasagara, Tarkasangraha, стр. 73; "Bhasapariccheda" и "Muktavali", 81.

3 "Nyaya-sutra" и "Bhasya", 1. 1. 8.

По другому способу классификации шабда подразделяется на священное {вайдика} и обычное, мирское (лаукика), свидетельство 1. Свидетельство священного писания - это слова самого бога. Поэтому вайдика по своей природе совершенно и непогрешимо. Но обычное, мирское, свидетельство не всегда достоверно. Это- свидетельство людей, а человеку, как известно, свойственно ошибаться. Поэтому из светских свидетельств достоверны только те, которые исходят от заслуживающих доверия лиц.

Отсюда видно, что первый способ классификации свидетельства относится к природе объектов познания, а второй - к природе источника познания. Но оба способа классификации, разработанные представителями различных направлений философии ньяйи, сходны в том, что свидетельство всегда должно быть личным, то есть основываться на словах некоторого заслуживающего доверия лица - человека или бога. И в истинности заявлений заслуживающих доверия обычных людей, святых, пророков и священного писания как божественного откровения нет никакой разницы 2.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!