Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия

МЕСТО БОГА В СИСТЕМЕ ЙОГИ

Страницы:
|все|
| 01 | 02 |

В отличие от санкхьи система йоги является теистической. Она признает существование бога как теоретически, так и практически. Сам Патанджали при решении каких-либо теоретических проблем философии не чувствует необходимости в боге. Для него бог имеет более практическое, чем теоретическое значение. Он полагает, что поклонению богу должно придаваться огромное практическое значение, поскольку оно может быть использовано в качестве одного из многих средств окончательного достижения самадхи-йоги - сосредоточения, или "сдерживания ума". Последующие же комментаторы и истолкователи йоги проявляли чисто теоретический интерес к вопросу о бытии бога, рассуждая о его природе и доказывая его бытие. Таким образом, бытие бога в системе йоги рассматривается как с теоретической, так и с практической точек зрения.

1 См. "Joga-sutra" и "Bhasya", 3. 37; 3. 51; 4. 1.

Согласно йоге, бог есть верховное существо, стоящее выше всех личностей и свободное от всех недостатков. Бог - это совершенное, вечное, всенаполняющее, всемогущее и всеведущее существо. Все отдельные личности в той или иной степени подвержены несчастьям, порождаемым невежеством, эгоизмом, желанием, отвращением и страхом смерти. Все они занимаются тем или иным делом - хорошим, плохим или безразличным - и соответственно пожинают плоды своих трудов. Они подвергаются также влиянию скрытых впечатлений от минувших переживаний. Если бы даже освобожденное У1 было избавлено oi всех этих трудностей, то нельзя сказать, что оно и впредь будет от них свободно. Бог и только бог вечно свободен от каких бы то ни было недостатков. Бог - это бессмертный дух, который всегда свободен от несчастий и их последствий, а также oi впечатлений от этих бед. Он обладает совершенной природой, подобной которой не существует. К тому же он знает абсолютно все факты, какие только возможны, и, таким образом, в состоянии поддерживать существование всего мира одним лишь своим желанием или мыслью. Бог - верховный правитель мира, обладающий бесконечным познанием, неограниченным могуществом, самыми мудрыми желаниями, отличающими его oi всех других я.

Бытие бога доказывается с помощью следующих аргументов. Веды, упанишады и другие важнейшие священные писания говорят о существовании бога как верховного Я> которое является также первичной реальностью и конечной целью мира. Таким образом, как об эюм свидетельствует священное писание, бог существует.

Согласно закону непрерывности, все обла- J дающее степенью должно иметь низший и вые- № ший пределы. Имеются, например, различные величины - большие и малые. Атом представ- к ляет собой наименьшую величину, тогда как акаша (эфир), или пространство, - наибольшая величина. Точно так же имеются различные степени познания и могущества. Поэтому должно быть существо, обладающее совершенным познанием и совершенным могуществом. Таким верховным существом, самым высшим началом, является бог. Не может быть никакого Я, которое по знанию и могуществу могло бы быть приравнено к богу, ибо в этом случае между ними произошел бы конфликт, столкновение их желании и целей, что повлекло бы за собой последующий хаос во вселенной.

Мир создается в результате соединения пуруши с пракрити и их взаимного растворения Я вплоть до момента разъединения. Пуруша и пракрити-это независимые начала, о которых нельзя сказагь, что они естественно связаны, объединены. Равным образом они по своей природе не являются и разъединенными, иначе их взаимоотношение оставалось бы необъяснимым. Следовательно, должна быть какая-то разумная причина, которая вызывает их соединение и разъединение в соответствии с невидимыми моральными достоинствами индивидов. Ни одна личность не может контролировать свои достоинства или судьбу либо руководить ими, потому что у нее нет их ясного понимания. Следовательно, должно быть совершенное и всемогущее существо, вызывающее соединение или разъединение пуруши и пракрити в соответствии с тем, требуют ли достоинства индивидов созидания или разрушения мира. Это существо и есть бог, без руководства которого пракрити не может создать именно такое устройство вселенной, которое означает моральному воспитанию и окончательному освобождению индивидуальных я.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Древняя индийская философия. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!