Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Д.В. Деопик. История Древнего Востока

Страны плодородной дуги в III тыс. до р.х

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 |

1а. Укрупнение техногенных обществ. 2. Возникновение письменности. 3. Святая земля. 4. Миграгщи в кон. III тыс. 5. Финикийские торговцы. 6. Финикийские города Библ и Угорит. 7. Северная Сирия: Эбла и Алалах. 8. Население Месопотамии. 9. Малая Азия. 10. Закавказье.

1а. В начале III тысячелетия в Передней Азии начинается процесс укрупнения техногенных обществ за счет завоевания чужих территорий, правда, без особенного успеха. Так на долгие века и тысячелетия была задана модель отношений техногенных обществ с гармоническими. Завоевать первые могли; поставить гариизон-другой - тоже; заставить расписаться в том, что они старшие, а вы младшие, тоже могли. Но полностью заселить своими - невозможно (пример - колонии XIX-XX вв.) или очень трудно (римское "освоение" южной Галин и Иберийского полуострова, где до них оседали финикийцы и греки). Из того, с какой скоростью небольшие гармонические государства выходили из подчинения (особенно в египетских архивах сохранилась масса плачевных писем о том, как не слушаются фараона даже маленькие государства), из этого и многого другого следует - то, что формально написано о завоеваниях, реально не происходило, хотя было весьма желательно для писавших.

А кто же оказался перспективными завоевателями в III тысячелетии? Не техногены, а жители больших государств горных районов Армянского нагорья, западного Ирана и внутренних районов Малой Азии. Здесь возникает большое царство гармонических обществ, подвергшихся техногенному влиянию Двуречья, вначале шумерскому, потом шумеро-семитскому (правда, не такие долговечные, как Царства в Египете, или семитские царства Двуречья, которые могли не только завоевать, но и заполнить своими людьми определенные территории. Попробуем понять, почему древние техногены не заселяли захваченные территории и не могли их заселить, а допустим, хетты или митаннийцы оказались в состоянии провести подобную операцию. Жители государств Хеттов или Митаннии не боялись неудобств, они готовы были пойти и приспосабливаться к условиям непривычных ситуаций, чужого климата, почв, жить в окружении не очень дружелюбного населения; иначе говоря, они готовы пойти на какие-то жертвы, что особенно было характерно для народов исторического Закавказья. Был там такой загадочный народ - хурриты, их было много, они любили периодически пробиваться в страны Плодородной дуги, захватывать большие территории и там оседать. Приходили они с Куры, и Аракса, оставляя за плечами огромные пространства, и проходили века века, например, в Святой Земле пока хананеи при помощи взаимных браков размоют их. А вот упитанных и сытых жителей Двуречья и долины Нила нельзя было поднять для крупного переселения. В поход - ну, ладно, воевать они умели, а вот заселять - нет. Поэтому они и не представляли физической угрозы для других. Наоборот, самих шумеров постепенно сменили восточные семиты, переняв у них техногенный тип бытия. Равным образом, египтяне смешались с ливийцами, эфиопами, греками и арабами и их почти не осталось.

На Плодородной Дуге по-прежнему сохраняется сложная этническая чересполосица, когда разные народы жили вперемешку. Первый тип государственного развития - у каждого народа свое государственное развитие, город-крепость, и все более или менее довольны. Сейчас мы знаем об этом уже больше. Города особенно быстро начинают расти на финикийском побережье - возникает дотоле не существовавший тип плавающего населения. Финикийцы выходят на моря и почти тысячелетие остаются единственным плавающим народом. Раньше такого не было. Начинается интенсивная торговля, которой занимаются греки. Ничего подобного в Святой Земле не наблюдалось: указанные процессы характерны только для прибрежных территорий. С ними относительно прочно связан Мегиддо.

Иной тип представляли из себя государства средних размеров. Например, в северной Сирии - не приморской - появляется государство Эбла. На остальных территориях Плодородной Дуги не возникает ни новых городов, ни новых типов государств.

Духовное развитие движется по прежним рельсам, существенного изменения от контактов с техногенами не происходит. Основные культы, проникшие из Двуречья, - астральные, хотя почитание планет не получило особенного развития, равно как и египетские культы мертвых.

2. В III тысячелетии наконец появляется письменность. Ее виды были принципиально различны. Когда они возникли, никому не известно: точные даты мы имеем только в учебниках. Далеко не факт, что время, когда люди впервые сделали рисунок на глине или камне, стало моментом рождения единого письма. Поэтому даты появления письменности на различных материалах могут быть и отличными и одинаковыми. Так или иначе надписи на вечных материалах сейчас известны с начала III тысячелетия (2900-2800 гг.) в Двуречье и долине Нила, а по меньшей мере в конце этого тысячелетия - и у хананейского населения. Здесь сказались важные различия между народами семитскими и техногенами:, для последних боги всегда были изначально царями, созданными ими для самих себя. Даже если бы они и ознакомились с тем, что было сообщено Моисею, они не смогли бы это адекватно записать. Что собой представляет иероглифическая письменность? Это ребусное письмо - изображения, которые могли на раннем этапе, в значительной степени, пониматься сами по себе. Собственно, таков принцип клинописи шумеров и различных доегиптян. Это изображения, которые, напрягшись, можно в общей форме понять и так. Постепенно определенное количество слов равняется количеству знаков, из которых составлены слова. Древняя иероглифика - неслоговое письмо. В слоговом же письме один знак обозначает одну или несколько согласных в сочетании с гласной или одну гласную. Как ребусное письмо постепенно превращается в слоговое, понять чрезвычайно сложно, поскольку оно передавало мысль в самой сложной форме и ни в коей степени не было предназначено для записи прямой речи. Научиться читать и писать можно было лишь в течение нескольких лет. В городах часто находят словари. Они были везде: без этого нельзя было прочесть текст - сложнейшее знание, причем весьма неопределенное. То, что возникло в среде Восточного Средиземноморья, прежде всего - в г. Библе было принципиально иным - слоговой алфавит для записи речи как она есть. Вначале было сто три знака, быстро сократившихся до двадцати двух. Сейчас мы обходимся алфавитом несколько большим. Были особые символы, отдельно для гласных, отдельно - для согласных. Это позволяло изучать язык за несколько недель, записывать любой текст и адекватно его передавать. Тогда-то, в III тыс., семитским народом Восточного Средиземноморья и была заложена основа письменности, ныне используемой в мировом сообществе. Все последующие алфавиты, до индийского включительно, - отсюда. Многие из них претерпели изменения, но по принципу организации письменного языка они идентичны. Когда человек, не зная языка, хочет прочесть текст, записанный на нем, он может быстро выучиться и прочесть его (читали прежде вслух, до Цезаря) - это гораздо более демократично, чем в древнем Шумере и Египте, впоследствии - в Китае.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Д.В. Деопик. История Древнего Востока. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!