Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.Н. Эпштейн. Философия возможного

Возможностный подход к возможному

Страницы:
|все|
| 01 | 02 |

Каков же бытийный статус этих чистых, глубинных, или "сугубых" возможностей ("hard-core possibilities"), как их называет автор многих специальных работ на эту тему американский философ Николае Решер? Как номиналист, Решер полагает, что возможное, поскольку оно отличается от актуального, существует только в языке, в возможности говорить о возможном. Правда, Решер допускает, что такие возможности существуют благодаря нашей способности воспринимать их умственно, концептуально, а не только выражать лингвистически. Причем, по Решеру, возможности сохраняются и тогда, когда мы их не воспринимаем, поэтому правильнее было бы говорить об их бытии не как о "постигнутом" (в определенный момент), а как о "постижимом" (вообще).2 Именно языковые структуры, по мнению Решера, обеспечивают эту постижимость возможного в отсутствие актуально постигающего их субъекта. "Зависимость нереализованных возможностей от языка дает им объективную онтологическую опору, которой они, несомненно, обладают".1

1 Татаркевич В. О счастье и назначении человека. С. 116. 2 Rescher N. The Ontology of the Possible / / The Possible and the Actual. P. 181.

Интерес в работе Решера представляет таблица четырех возможных философских позиций в отношении возможностей как одного из несуществующих родов бытия. Номинализм утверждает, что они существуют только в языке (например, Б. Рассел, У. Куайн); концептуализм - что они существуют в уме (стоики, Декарт, Кант, Брентано); концептуальный реализм - что они существуют в Божественном уме (некоторые схоластики, Лейбниц); реализм постулирует область возможного, существующую независимо от человеческого языка и мысли (некоторые арабские философы, А. Мейнонг).2 Решер считает реализм и концептуальный реализм совершенно неприемлемыми для современной философии, поскольку последняя предпочитает не добывать "контрабандой" - опираясь на теологические построения - того, что должно быть добыто "честным интеллектуальным трудом". Даже концептуализм, по мнению Решера, не очень привлекателен, поскольку ставит возможное в зависимость от состояний ума, а не от устойчивых языковых структур, - отсюда декларируемая Решером приверженность чистому номинализму.

Однако можно усомниться в том, что позиция Решера так уж отличается от концептуализма, поскольку для него "сугубо возможное" - не то, что актуально мыслится (кем-то, когда-то), а то, что вообще мыслимо, то есть, очевидно, входит в сферу самого разума.3 Было бы нелепо отождествлять разум с его актуально-преходящими содержаниями и исключать из него "мыслимое", то есть способность самого разума. Ведь и тот факт, что язык не высказывает каждую наличную возможность, а только "предоставляет средства для описания этой возможности", мог бы послужить опровержению номинализма. Сам Решер в связи со статусом "возможного" в языке настоятельно указывает на "различие между речью и гово-римостью, между обсуждением и обсулсдаемостью (speech and speak-ability, discussion and discussibility). Подобно еще неосуществленным возможностям, несуществующие возможности принадлежат самой возможности языка".4

1 Rescher N. The Ontology of the Possible. P. 174. По Решеру, возможность существует и тогда, когда никто не думает о ней, не выражает ее, т. е. существует потенциально, как возможность описания возможности. "Существуют средства для описания этой возможности, и, значит, она могла бы быть сформулирована, хотя фактически никто не гипотезировал ее" (Ibid).

2 Ibid. P. 180.

3 Знаменательно, что в своей книге, опубликованной раньше и дословно повторяющей тезисы цитируемой статьи (см. с. 195-216 книги), Решер определяет свою позицию скорее в терминах концептуализма: "мы приняли концептуалистскую линию в утверждении, что возможности связаны с мышлением (are mind-involving)...". См.: Rescher N. A Theory of Possibility: A Constructivistic and Con-ceptualistic Account of Possible Individuals and Possible Worlds. University of Pittsburgh Press, 1975. P. 218.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.Н. Эпштейн. Философия возможного. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!