Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.Н. Эпштейн. Философия возможного

Потенциация как метод. Эрос мышления

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 |

Но возможен и иной подход - не селекция, а селебрация (celebration) текста, празднование его многозначности. Суд работает в режиме нехватки, тогда как праздник разворачивается под знаком изобилия. Категория редкости, лежащая в основании экономической и политической жизни общества (ценообразование, рынок, классовое расслоение и борьба, социальная иерархия, политическая власть, все формы вытеснения и соперничества) принадлежит к модусу сущего, тогда как модус возможного несет в себе категорию изобилия, в основе которой - преизбыток потенции над актом, нереализуемость всех возможностей.

1 Ницше Ф. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book, 1994. С. 220.

Такова разница между критическим и креативным, собственно "конструктивным" конструкционизмом, который мы в дальнейшем обозначим шеллинговским термином "Потенциация". Потенциализм, как он здесь понимается, празднует событие текста и сам становится праздником "избыточного" мышления, в том смысле "избыточности", который выдвинут французским мыслителем Жоржем Батаем, а впоследствии был развит в методологии науки Полом Фейерабендом. Согласно Батаю, большинство видов человеческой деятельности охватываются критерием полезности, тогда как последняя цель всякой деятельности, которая уже не служит никакой другой цели, есть бесполезность, щедрая трата без пополнения, чистая прибыль. Если интеллект расчленяет все явления по признаку полезности, то эрос, или сфера желания, есть самоцельная, бесполезная трата энергии. Батай ставит вопрос, может ли эротизм войти в область интеллекта и дать импульс теоретической деятельности?

Сам Батай постулирует интеллект и эротизм как две раздельные сферы и в дальнейшем пользуется более или менее традиционными интеллектуальными процедурами для объяснения эротических феноменов. В этом смысле его метод мало отличается от психоанализа, который он критикует за то, что эротическое и бессознательное здесь изучается с позиций научного рассудка, тогда как задача состоит в том, чтобы преобразовать сам рассудок, внести в него эротический импульс.

Батай замечает, что "объект желания есть вселенная, или целостность бытия"; в противоположность этому "первый импульс интеллекта... - абстрагировать, отделять объекты размышления от конкретной целостности реального".1 Такое разделение представляется схематическим. Суть в том, что интеллект не нуждается в эротизации "со стороны", он сам изначально есть мощное орудие желания. Интеллект гораздо более страстен и требователен, чем любой орган человеческого тела. Интеллект может охватывать гораздо большую целостность бытия, чем сексуальное желание, направленное на отдельное существо и даже склонное к фетишизации, дроблению своего объекта на влекущие фрагменты. Именно интеллект есть орган целостного желания. Ум "похотливее" тела, ибо телу нужно только другое тело или несколько тел, тогда как уму нужна вселенная - бесконечность мыслимых и потенцируемых миров. Интеллект укрупняет масштаб желания и делает его неутолимым. Подобно тому как плоть возбуждается созерцанием нескромных красот, ум возбуждается такими предельными понятиями, как "бытие", "возможность", "бесконечное", "мир", "универсум". И своеобразного "оргазма" ум достигает, когда конструирует "теорию всего". "Теория всего", о которой много говорит современная физика в плане объединения всех природных сил и взаимодействий, не может быть только физической или даже только научной, она должна быть и поэтической, и музыкальной, и философской, - "всякой", "метафизической", т. е. представлять универсальность предмета в универсальности методов познания.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.Н. Эпштейн. Философия возможного. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!