Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.Н. Эпштейн. Философия возможного

Познавательные (эпистемические) модальности

Страницы:
|все|
| 01 | 02 |

Если сочетания "мочь" и "быть" образуют область бытийных (онтй-ческих) модальностей, то познавательные (эпистемические) модальности образуются сочетанием предикатов "мочь" и "знать", т. е. возникают на пересечении эпистемологии и потенциологии. Мы не будем повторять здесь всех категориальных разделений предыдущей главы: эпистемичео кое модальное поле в основном повторяет конфигурацию оптического, только "можности" бытия здесь переходят в "можности" знания: предположение и сомнение, очевидность и неочевидность, уверенность и неуверенность.

Средняя зона эпистемической модальности образуется предикатами "знать" и "не знать", которые соответствуют оптическим модальностяй "быть" и "не быть". 1111

Быть Знать Не быть Не знать

Эти "нулевые" категории вписаны в круг модальностей именно значимым отсутствием предиката "мочь".

Далее выделяются слабые и сильные модальности знания в соответствии с такими же степенями интенсивности у модальностей бытия. В ряду слабых модальностей возможному соответствует предположение (гипотеза), а случайному - сомнение (скепсис). Предположение - это возможность знания, переход от незнания к знанию; сомнение - возможность незнания, переход от знания к незнанию. В одном случае допускается, что я могу что-то знать, в другом - что я могу чего-то не знать (по аналогии с модальностями возможного: "нет, но может быть"; и случайного: "есть, но может не быть").

Может быть Может знать Возможность Предположение

Может не быть Может не знать Случайность Сомнение

Две другие эпистемические модальности представляют более сильные модальные утверждения и отрицания, чем простая констатация знания или незнания. Уверенность - это такое эпистемическое состояние, когда я полагаю нечто существующим независимо от моего фактического знания: я не просто знаю, а не могу не знать. В ряду аналогий между модальностями знания и бытия уверенность так же соответствует необходимости, как соотносятся и их антиподы, сомнение и случайность. Уверен тот, кто не может не знать; необходимо то, что не может не быть.

У невозможности тоже эпистемический аналог - неизвестность, непознаваемость, непостижимость, немыслимость, непредставимость, недопустимость. Если незнание - это отсутствие знания, то непознаваемость, немыслимость и другие синонимы этого модального ряда указывают на принципиальную невозможность знания, то, что описывается философски как агностицизм.

Не может быть Не может знать Невозможность Непостижимость

Не может не быть Не может не знать Необходимость Уверенность

Наконец, на основе соединения модальностей третьего ряда с противоположными им модальностями второго ряда возникают сверхсильные эпистемические модальности: вера и мудрость. Они соотносятся со сверхсильными оптическими модальностями чудесного и должного.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.Н. Эпштейн. Философия возможного. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!