Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века

Традиционализм как антимодернизм

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

В предыдущем параграфе мы проследили основные этапы формирования и становления общественного проекта модернизма, сливающегося на ранних стадиях своего развития с либеральной доктриной. Однако на наш взгляд, было бы неверным полагать, что все политические проблемы общества lato sensus ясно и отчетливо выражаются в господствующем политическом дискурсе. Во-первых, существует множество механизмов блокировки, препятствующих изучению определенных вопросов и отстаивающих все привилегии в изучении других проблем. С другой стороны, поскольку политическая мысль имеет своей целью прояснение конкретных механизмов власти, она связана своими важнейшими задачами и проектами либо с господствующими, либо с угнетенными, но поднимающимися общественными слоями. Но поскольку эта мысль направлена также и на пробуждение определенных надежд и ожиданий, заигрывает с извечно присущей человечеству жаждой иллюзий и мифов, то она овладевает и проблематикой политических моделей, чья беспочвенность уже доказана Историей, создает теории, способные скорее стимулировать воображение, нежели непосредственно отражать главные тенденции судеб человечества. Однако же такое положение подобных политических теорий не снижает их значимости как для общей эволюции культуры и цивилизации, так и для конкретного политического действия, ибо они в символической форме решают проблемы, не попавшие в поле зрения господствующего политического дискурса.

Работы традиционалистов начала века заложили основы целой политической культуры. В отличие от универсалистской и рационалистской, укорененной в политической мысли Просвещения и практиве французской революции политической традиции модернизма эта культура никогда не занимала господствующего положения в обществе. Но с другой стороны, традиционализм никогда не был и маргинальной идеологией. Напротив, его влияние на эволюцию политического сознания людей всегда было значительным. В политической жизни Франции традиционалисты и консерваторы всегда были в оппозиции и в меньшинстве, но это меньшинство оказывало особое влияние: оно ставило вопросы, поднимало проблемы, по-своему формировало духовный климат эпохи.

Такому положению идеологии традиционализма немало способствовала его особая внутренняя гибкость и способность перестроиться в зависимости от обстоятельств. В то время как либерализм, по крайней мере, до начала ХХ века, оставался достаточно стабильной идеологией и относительно мало эволюционировал в теоретическом отношении, традиционализм никогда не воспринимал очередное свое поражение на политической арене в качестве окончательного и всякий раз (быть может, именно в силу этого обстоятельства) модифицировал свои основные постулаты с учетом нового исторического и интеллектуального контекста.

При этом главные принципы, сформулированные на рубеже XVIII-XIX веков Берком и Де Мэстром, - опора на историческую традицию и коллективную социальную целостность, апелляция к коллективному разуму текста нации и ее жизненному опыту, органицистская теория общества и государства - оставались незыблемыми, изменялась лишь их "теоретическая оболочка": способ аргументации, сфера приложения, те или иные акценты. Хотя дистанция, разделяющая, скажем, "Размышления" Де Мэстра и "Происхождение современной Франции" Тэна, огромна.

Великим законом политической истории - как в области чисто событийной, так и в плане развития идей - является закон реакции. Это и реакция свободы против всевластия авторитета, и реакция авторитета власти против свободы; реакция экономического индивидуализма против экономического принуждения; реакция принципа коллективизма против принципа индивидуализма как в политической, так и в экономической области и т.д. Катаклизмы рубежа XVIII-XIX веков - Великая французская революция и набирающая силу промышленная революция - пробили брешь в ткани исторической длительности, вызвали к жизни новые реалии и новые принципы. Но вместе со свободой, ради которой рядовой гражданин шел на штурм Бастилии и проливал кровь, он обрел и состояние полной неопределенности и нестабильности.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!