Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века

Традиционализм как антимодернизм

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

Общество, возникшее из недр Революции, было далеко от идеалов, рисуемых раннебуржуазными теоретиками. Известный исследователь политической истории Ж.-Ж.Шевалье в качестве одной из причин усиления консервативных настроений на заключительных фазах революционного процесса называет "феномен господина Журдена". Каждая революция, говорит он, имеет своих сторонников и своих противников. Но всегда наступает такой момент, когда в дело вступают "безразличные". В начале крупных кризисов и потрясений их обычно никогда не принимают во внимание, но именно на завершающих этапах они начинают играть первостепенную роль. Мирные обыватели, переносящие кризисы "подобно стаду, застигнутому грозой", уставшие от социальных потрясений и состояния неуверенности в завтрашнем дне, тяготеют к порядку, ищут успокоения в вере, в системе кажущихся незыблемыми ценностей[33]. Именно в силу этого на заключительных этапах революционных потрясений доминирующее значение приобретают идеологии консервативного толка. Так, уже в первые десятилетия XIX века формируется контрмодель современного общества. Реальности, представленной как подвижная, открытая для всех новаций история, чья ткань отмечена внезапными разрывами и скоротечными изменениями, противопоставляется бесконфликтное течение политического времени, история гладкая и линейная. Принципу автономии личности, высвобождению личных амбиций и инициатив - понятие социально однородной группы, сосредоточенной на своих интересах, в которых преобладают ценности взаимопомощи, солидарности и совместного выживания. Морали, основанной на извлечении прибыли, вере в законы рыночной экономики - неверие во всемогущество Денег, осуждение общественной иерархии, основанной на рыночных критериях. Вере в технический прогресс, в возможности массового производства, рационализации технического труда - прославление уходящих в прошлое ремесел, воспевание величия и доблестей прежних способов совместного труда. Феномену роста городов и изменения самого характера сельского труда - гармония с землей, утверждение о "земельных" корнях всякой цивилизации.

Таким образом, в истории политической мысли формируются две тенденции, граница между которыми, хотя и очерченная достаточно отчетливо, не совпадает, тем не менее, с привычным разделением на левые и правые политические движения и партии. С одной стороны, - убеждение в автономии индивида и его способности распоряжаться своими способностями и самим собой, смелое принятие конфликтного характера общественного развития со всеми его разломами и дифференциациями, лояльное отношение к Церкви, ее доктрине и институтам. С другой, - коллективистское, унифицирующее видение общества, осуждение во имя общего блага любой сосредоточенности индивида на самом себе и своих личных интересах, страх перед любым расколом или отклонением от общей линии, поиски общей веры. Две этих тенденции мы обозначаем как модернизм и антимодернизм. Они соответствуют двум различным видениям общей судьбы человечества, двум системам социальных и политических ценностей, двум формам социального поведения.

По нашему мнению, было бы неверно сводить традиционализм исключительно к контрреволюционной идеологии, истоки которой относятся к концу XVIII - началу XIX веков. В этом случае он был бы ограничен одним лишь ощущением пассеизма, тоски по минувшему прошлому и не имел бы никакого экспликативного значения в наше время. Дело между тем обстоит иначе. Помимо чисто экономических и политических интересов традиционализм всегда выражал глубинные чаяния значительных общественных слоев выявить универсальный смысл мирового целого, связав индивида с идеальным порядком, подобным тому, который существовал во времена "золотого века" человечества; и в качестве таковой эта идеология составляет важнейшую часть культурного достояния самых различных народов, существующую на протяжении всей истории человечества и проявляющуюся с большей или меньшей силой в различные исторические периоды в зависимости от конкретной политической ситуации. Только в дореволюционной Франции можно назвать имена Фенелона и Буленвилля, Ле Лабурера и графа д'Антраг, аббата Дюбо и Боссюэ... В начале бессознательно, но затем все более осознанно разрозненные образы связываются интеллектуальной элитой и составляют символическую систему, а позднее и идеологию, способную легитимировать переустройство общества в соответствии с экономическими потребностями. Пожалуй, только в конце XVIII - начале XIX века традиционализм обретает более отчетливые очертания, укрепляет свои теоретические позиции благодаря творчеству таких ярких представителей, как англичанин Эдмунд Берк и выходец из Савойи Жозеф Де Мэстр.

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. Традиционализм как антимодернизм. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!