Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века

Традиционализм как антимодернизм

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

Здесь следует дать некоторые терминологические пояснения. Говоря об идейном течении, некоторые из принципов которого мы очертили выше, мы используем не довольно прочно вошедшее в научный оборот понятие консерватизма, но менее употребимое - "традиционализм". Это не случайная оговорка. Мы полагаем, что понятия эти не эквивалентны и не взаимозаменимы, хотя некоторые исследовали их отождествляют [34].

Одним из первых эти термины стал различать Карл Мангейм: он выделял традиционализм как "формальную характерную психологическую черту каждого отдельного сознания" в отличие от консерватизма, который он определял как "объективную мыслительную структуру", исторически укорененный, динамически изменяющийся структурный комплекс, в качестве такового являющийся частью духовно-психологического контекста, определяемого социальной и исторической реальностью данной эпохи[35]. Иными словами, Мангейм видит в традиционализме некую универсальную человеческую склонность недоктринального характера, тогда как консерватизм выступает для него в качестве идеологически осмысленного выражения этой склонности применительно к особенностям того или иного общества.

Несколько иное определение традиционализма мы находим у Э.Шилза: он определяет его как "форму повышенной чувствительности к sacrum, требующую его исключительности. Его (традиционализм) удовлетворяет только целое. Ему недостаточно сохранения традиции в каких-либо отдельных сферах, например, в семье или в религиозных обрядах. Он бывает удовлетворен лишь в том случае, если традиционный взгляд проникает во все сферы - в сферу политики, экономики, культуры и религии - и объединяет их в общем признании полученного от прошлого sacrum"[36]. Иными словами, традиционализм у Шилза выступает в качестве целостного мировоззрения, которое все наследие общества обращает в позитивную ценность.

Однако, по нашему глубокому убеждению, экспликативная ценность антимодернистского традиционализма состояла в том, что он не был одним лишь стремлением к консервации уходящего образа социального и политического бытия, страхом перед движением в любую сторону, порождающим бесплодную инерцию в действиях и мыслях. С одной стороны, он по-своему, в иной форме, нежели это делал модернистский проект, осмысливал происходящие в обществе процессы, давал иные, чем либерализм, ответы на вопросы, поставленные революционизируемой эпохой. С другой стороны, он поднимал также проблемы, неведомые модернистской парадигме политического мышления (в частности, проблема соотношения политики, традиции и истории), которым впоследствии суждено было прочно укорениться в политико-философской мысли.

Кроме того, следует принять во внимание и тот факт, что традиционализм никогда не был единодушен в своем отношении к прошлому. Факт идейной разнородности традиционализма в последнее время все отчетливее осознается исследователями, работающими над изучением данной сферы культурного достояния человечества. Так, польский историк и социолог Ежи Шацкий различает "интегральный традиционализм" докапиталистических обществ и "идеологический традиционализм" Нового времени. По его мнению, идеально-типический "интегральный традиционализм" представляет собой мировоззрение безальтернативное: "в нем нет проблемы выбора принципов поведения, ибо принципы приняты раз и навсегда как естественные и единственно возможные; здесь нет места для различий "есть" и "должно быть"[37]. Он имеет сильную религиозную и даже сакральную окраску: то, что было всегда, хорошо еще и потому, что за ним авторитет сверхъестественных сил ; он познает мир как однородное целое и видит в социальном порядке часть божественного и естественного миропорядка; миропорядок этот постоянен и неизменен, и любые его нарушения неизменно должны заканчиваться возвращением к исходному положению.

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. Традиционализм как антимодернизм. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!