Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века

Традиционализм как антимодернизм

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

В отличие от "примитивного" идеологический традиционализм, по мнению Щацкого, не исключает из своей картины мира социальных изменений и даже изменений, происходящих с устойчивой последовательностью. Кроме того, представители идеологического традиционализма осознают тот факт, что человек нового общества поставлен перед множеством нравственных, политических и социальных альтернатив, поэтому данная идеология видит свою задачу в том, чтобы склонить человека к нравственному выбору, а не в том, чтобы удержать его в рамках унаследованного от предков "естественного мышления". Ощущение изменяемости и многообразия социального мира подводит традиционалистов к убеждению, что защита прошлого должна быть скорее отстаиванием неких общих принципов, нежели защитой конкретного социального порядка, существовавшего в определенных пространственно-временных рамках[38].

Со своей стороны Лауренс Кэйун в противостоящей модернизму позиции дифференцирует три ветви. Это, во-первых, антимодернизм как радикальный отказ от современности в пользу предмодернистских принципов (данная позиция часто принимает форму религиозного фундаментализма). Во-вторых, нонмодернизм, заключающийся в "отрицании того, что любые нетехнические черты, составляющие содержание термина "modern", являются достаточно значимыми, чтобы их соотносить с темпоральным или геокультурным своеобразием европейской постренессансной цивилизации". Нонмодернистское требование per se, по мнению Кэйун, означает, что модернистский общественный проект представляет собою зло; что европейское эгоцентристское самомнение, игнорирующее прочие культуры и прочие эпохи, развивается в тандеме с неудачной попыткой признания неизменяемости в качестве основополагающей черты человеческой природы (данной позиции придерживаются главным образом не западные мыслители, например, Ганди). Наконец, контрмодернизм, противостоящий просвещенческому общественному проекту, выступающий против модернистского индивидуализма, эгалитаризма, рационализма и секуляризма за возврат к социальной или религиозной традиции. В качестве классических представителя данного направления автор называет Э.Берка, а также усматривает реинкарнацию предмодернистских принципов в творчестве Мак Интайра и Р.Скрутона[39].

В данном случае в наши задачи не входит подробный анализ приведенных выше классификаций и концептуальных схем. Воспроизводя их, мы хотели лишь показать, что традиционализм как явление социально-политической жизни общества многолик, что отрицание модернистского проекта реконструкции общества изначально не являлось чем-то монолитным и единообразным. В данной работе нас будет интересовать то направление, которое Шацкий называет "идеологическим традиционализмом", Кэйун характеризует как "контрмодернизм", а многие исследователи обозначают как консерватизм. Подчеркивая его антимодернистскую заостренность, мы будем говорить о нем просто как о традиционализме, имея в виду, однако, все различения, сформулированные цитированными нами авторами. Употребление термина "традиционализм" в нашем контексте имеет целью выйти за рамки простого противопоставления либеральной и консервативной идеологий с тем, чтобы изучить процесс их становления в более широком культурно-цивилизационном и философском аспектах.

Понятие "консерватизм" более "политично"; этимологически оно включает в себя момент обращенности в прошлое и попытки сохранить его в противовес каким-либо общественным изменениям и катаклизмам. Обращаясь же к термину "традиционализм", мы хотели бы подчеркнуть, что данная идеология была направлена не столько на сохранение определенного общественного состояния, сколько на его реконструкцию, причем реконструкцию на принципиально иных началах, нежели начала, предлагаемые общественным проектом модернизма, воплощенном в либеральной идеологии. В этом отношении понятие традиционализма шире, чем понятие консерватизма, поскольку включает в себя мощный культурно-философский пласт, позволяет рассматривать и анализировать концепции теоретиков, которых никак нельзя назвать консерваторами, но чьи идеи косвенным образом сыграли значительную роль в становлении консервативной идеологии (например, Э.Ренан или И.Тэн).

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. Традиционализм как антимодернизм. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!