Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века

Традиционализм как антимодернизм

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

Весь XIX век Франция в политическом отношении оставалась как бы лабораторией, в которой испытывался новый политический опыт. Это было становление нового общества, - индивидуалистического, основанного на частной собственности и идеях экономического либерализма, - ищущего свою форму правления. Один за другим сменяют друг друга монархический и парламентский режимы, полупарламентская и полупрезидентская республика с всеобщим избирательным правом, новая плебисцитарная диктатура в рамках республики, а затем империи. К 1870 г. сложились благоприятные для парламентаризма условия, поскольку правящие классы пытались держаться на равно удаленном расстоянии как от авторитарного режима, уже дважды приведшего страну к военному поражению, так и от революции якобинского или социалистического типа, т.е. от Национального собрания или Конвента, чреватого диктатурой улицы и массы. Речь шла о политическом компромиссе как амортизаторе всех антагонизмов, и воплощением этого компромисса стал парламентаризм, который должен был принести обществу долгожданную стабильность. Укрепление парламентаризма как идеи и как факта политической жизни делали надежду на реставрацию монархии столь малой, что сторонники традиции вынуждены были искать новые формы для выражения своих идеалов. В то же время II Империи не удалось создать собственной политической традиции, достойной продолжения. Поэтому в конце века речь шла о новой политической ориентации в рамках традиционализма, что позволило некоторым исследователям сделать вывод о формировании неотрадиционализма[47]. При этом традиционализм в значительной степени опирался на весьма распространенное умонастроение последних десятилетий века, характеризующееся сомнением в совокупности идей и институтов, порожденных индустриальной цивилизацией. Вырабатываемые в этот период доктрины направлены против последствий промышленной революции, изменившей лицо континента и ритм жизни, обеспечившей победу буржуазии и подъем пролетариата. Подобно романтизму первых десятилетий века, это движение было бунтом против мира материи и разума, против буржуазного общества и его обыденности, против либеральной демократии и ее непоследовательности. При этом негативные последствия промышленной революции и отдельные издержки процесса становления демократического общества воспринимались поколением интеллектуалов конца века как кризис всей цивилизации. Одним из самых популярных понятий тех лет становится понятие декаданса. Тема упадка цивилизации возникает уже в 60-е годы XIX века, но в 80-е годы она овладевает почти всеми умами. Чувство декаданса было общим как для Барреса, так и для Леметра, для Дрюмона и Бурже, Поля Де Лагарда и Лангбена и др. По свидетельствам современников, Э.Ренан сказал однажды Деруледу: "Молодой человек, Франция умирает, не тревожьте ее агонии"[48]. Все они сожалеют о царящей вокруг посредственности, о нестабильности и коррумпированности современного им общества, враждебно относятся к крупным городам, где царит рутина и полностью утрачены даже следы какого-либо героизма. Нападки на буржуазное общество подкрепляются беспрецедентным осуждением либеральной демократии и парламентаризма; оживляются призывы к реформе политических институтов в духе авторитаризма, к возвращению лидера, спасителя, воплощающего добродетели нации.

Ситуация во Франции усугублялась еще и поражением во франко-прусской войне 1870-1871 гг. Это поражение породило новые размышления о национальном возрождении Франции и идее нации как таковой. Волна националистических работ захлестывает французское обществоведение, политическая мысль приобретает открыто националистический характер. Необычайно популярны труды Гобино, написанные еще в середине века. Их влияние на Тэна, Ренана, Бурже, Сореля и Барреса неоспоримо. Сочетание теории Гобино и дарвинизма дает синтез, имеющий огромное значение для всей европейской мысли - речь идет об антропологической социологии Ваше Де Лапуга, А.Муффанга во Франции, Шалюмо в Швейцарии и т.д. Поражение Франции создало благоприятную атмосферу для ревизии старых республиканских ценностей. В самом стане республиканцев Дерулед одним из первых поставил под вопрос старое революционное наследие. На республиканскую и либеральную идеологию не только возлагали ответственность за поражение в войне, но и считали их неспособными преодолеть всю тяжесть создавшегося положения. Седан воспринимается как поражение политической культуры, воплощающей "отрицание дисциплины", культуры, главной тенденцией которой является "принижение значимости государства во имя индивидуальной свободы"; Франция поплатилась за "ложную политику Руссо"[49]. Таким образом, дух бунтарства, обращенный во Франции против установленного порядка, приобретает еще и националистическую окраску.

Кроме того, политическая напряженность и интеллектуальная неустойчивость конца XIX века были проявлением и иного феномена - трудностей, которые испытывал либерализм при адаптации к зарождавшемуся массовому обществу. "Эпоха, в которую мы входим, будет поистине эрой толпы, - замечал Ле Бон. - Судьбы народов решаются отныне не в королевских советах, но в душе толпы"[50]. Выход на политическую арену огромных масс городского населения поставил перед идеологией либерализма новые, доселе неизвестные ему проблемы. Ведь либерализм в основе своей является индивидуализмом и рационализмом; он был продуктом общества, тяготеющего к стабильности и стремящегося избежать решительных социальных сдвигов и, как следствие, подразумевал весьма ограниченный круг лиц, принимающих участие в активной политической деятельности. С выходом на политическую арену значительных социальных слоев со всей очевидностью обнаружились глубокие противоречия между принципом индивидуализма и типом жизни городских слоев населения, между традиционной для либерализма концепцией естественных прав и политизацией значительных городских масс, порожденных эпохой индустриализма. Во Франции первым проявлением кризиса либеральной идеологии и политики стал буланжизм. Это было открытое выступление против буржуазного общества и либеральной демократии, в котором под лозунгом антипарламентаризма впервые объединились радикальные националисты и социалисты немарксистского или антимарксистского толка (в первую очередь бланкисты). При этом бланкисты выступали против буржуазного общественного строя как такового, националисты же главным образом против его политического выражения - парламентаризма. Десятью годами позже тот же синтез идей мы находим в стане противников дела Дрейфуса, затем, уже в начале ХХ века - в "желтом движении", затем в синдикализме и т.д. Это был мощный сплав антибуржуазных, антимодернистских идей и действий, идущих на штурм цитадели буржуазной демократии - парламентаризма.

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. Традиционализм как антимодернизм. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!