Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века

Традиционализм как антимодернизм

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

В пользу подобного различения понятий консерватизма и традиционализма можно привести еще и то обстоятельство, что многие исследователи рассматривают консерватизм исключительно как "реактивную" идеологию, развивающуюся как ответ на определенные лакуны идеологии либерализма. И действительно, внешне все выглядит именно так: программные работы идеологов консерватизма были исключительно ситуационны и являлись ответом на те или иные революционные события (как известно, "Размышления" Берка и "Воззрения" Де Мэстра были ответом на Великую французскую революцию, а толчком к написанию "Происхождения общественного строя современной Франции" Тэном послужила Парижская Коммуна и франко-прусская война). Да и сама по себе традиционалистская доктрина является самой диалогичной из всех идеологий: она вырастает и развивается из постоянной полемики со своим главным оппонентом - философией модернизма. Конечно, отрицать факт критической заостренности традиционализма невозможно. Но вместе с тем следует отметить, что помимо критического пафоса традиционализм имеет и очень глубокое собственное содержание. Он является не просто критикой либеральных принципов, но и самостоятельным идеологическим образованием, т.е. имеет собственную концепцию общества и человека, концепцию государства, власти, правления, морали и религии. Кроме того, нельзя забывать, что осмысление феномена Великой французской революции было важнейшим компонентом как французской историографии, так и политической мысли XIX столетия. К истории французской революции обращались Жозеф Де Мэстр и Жермена де Сталь, Тьер и Минье, Мишле и Кине, Луи Блан и Токвиль, Сорель и Жорес, Тэн и Олар. И каждый раз анализ событий этой великой эпохи давал повод для развития собственных политических взглядов автора, добавляя в то же время лишнюю черту к характеристике этого события.

Итак, в чем же суть концепции традиционализма в его французской версии? Размышляя о процессе становления либерализма, мы говорили о том, что он представлял собой в определенной степени разрыв с классической политико-философской традицией, отход от принципов политической мысли, разработанных в античности Платоном, Аристотелем, а позднее интегрированных христианством. Раннебуржуазная политическая мысль рождалась из борьбы с христианской идеологией и пафосом ее было освобождение человека как от земных оков, так и от оков, налагаемых царством божьим. Свободный индивид, равный по своим естественным правам всем прочим индивидам, - вот основа либерального проекта. Такой индивид, полагали либералы, способен при помощи мощнейшего орудия, которым наделила его природа, - разума - создать справедливое общество на началах равенства всех перед законом и уважения прав себе подобных. Первые попытки практического воплощения этой доктрины показали, что общество не во всем "прозрачно" и податливо для разума, что в нем действуют скрытые механизмы, способные извратить принципы равенства и справедливости, что свобода подчас оборачивается жестокой тиранией большинства. Либерализм XIX века был сосредоточен на корректировке раннебуржуазных воззрений, пересмотре проблемы суверенитета народа под углом зрения соотношения гражданского общества и государства. Традиционализм пошел иным путем: в создании своей концепции общества он опирался на классическую традицию, от критики которой отталкивался либерализм.

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. Традиционализм как антимодернизм. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!