Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века

Традиционализм как антимодернизм

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

Социальному артификализму (общество есть результат общественного договора, т.е. сознательных действий индивидов) и волюнтаризму (в основе социума - атомы индивидуальных воль) раннего либерализма противопоставляется берущая свое начало в античности концепция, согласно которой человек изначально пребывает в общественном состоянии (знаменитый аристотелевский zoon politicon). Таким образом, в основе традиционалистской социологии лежала идея органической целостности.

Здесь хотелось бы коснуться еще одного представляющего для нас особый интерес вопроса о связи французского традиционализма с романтизмом.

Именно своим выходом на историческую проблематику традиционализм оказал значительное влияние на культуру того времени, прежде всего, на творчество романтиков, которые по-своему пытались осмыслить вечные проблемы человечества - проблемы старого и нового - в контексте общей адаптации к новым социально-историческим условиям. Традиционалистов и романтиков роднило общее чувство, ощущение переходной эпохи между революционизируемым прошлым и неясным, не определенным пока будущим. Их объединяли зачарованность феодальным прошлым, стремление к идеалам христианства и монархии. Данные обстоятельства давали повод для отождествления раннего традиционализма и романтизма: для многих исследователей романтизм начала XIX века синонимичен политическому консерватизму.

В критической литературе, посвященной анализу феномена романтизма, последний чаще всего характеризуется как мировоззрение, основанное на отказе от ценностей буржуазной цивилизации, как бунт против "духа капитализма", рожденного вместе с протестантской Реформацией и ставшего господствующим благодаря промышленной революции. Это определение объединяет самые разнообразные подходы к романтизму - и рассмотрение его как тенденции в литературе и искусстве первой половины XIX в., и как консервативную реакцию на Великую французскую революцию, и как субъективистско-психологические умонастроения определенных социальных групп, и как реакционное философское течение, предвосхитившее появление фашистской идеологии. Вскормленный ностальгией по прошлому, в котором люди жили в гармонии с природой и с самими собой, романтизм склонен к религиозности, мифотворчеству, символизму, воспеванию традиции, окруженной магической аурой, одновременно демонстрируя открыто пессимистическое отношение к существующей реальности. Однако нельзя не согласиться с такими авторами, как М.Леви и Р.Сэйр, полагающими, что в качестве критики современности (modernity) романтизм был порожден самой этой современностью и преследовал ее как тень, в силу чего он трансформировался в типичный феномен современной культуры, научился сосуществовать с духом Просвещения[40]. Итак, романтизм так же антимодернистичен, как и традиционализм, но означает ли это, что между ними можно поставить знак равенства, т.е. считать традиционализм романтическим мировоззрением или романтизм однозначно отождествлять с традиционализмом?

Вопрос этот не так прост, как кажется на первый взгляд. Так, однозначное соответствие между романтизмом и традиционализмом наблюдается, пожалуй, только в Германии. В Италии же романтики придерживались скорее либеральных взглядов, в Англии приверженцы романтизма занимали различные политические позиции (Байрон, например, скорее тяготел к либерализму, тогда как Колридж был приверженцем традиции), но в целом английское романтическое движение не выходило за пределы литературы и не соединялось, как в Германии, с обширным религиозно-философским движением, проникающим в социально-политическую область. Во Франции соотношение романтизма и традиционализма было неоднозначным и подвижным. Думается, дело здесь в неоднозначности самого понятия романтизма. В задачи нашего исследования не входит в настоящий момент точное определение романтизма как глобального явления духовной культуры человечества (Поль Валери, например, вообще утверждал, что нужно утратить всякий дух научной строгости, чтобы попытаться определить романтизм), тем более что данному предмету посвящена весьма обширная литература.

Однако, чтобы выявить соотношение между традиционализмом и романтизмом, нужно, как нам представляется, прежде всего, занять определенную методологическую позицию по отношению к политическому романтизму. По нашему мнению, романтизм был не столько самостоятельной идеологией (в этом случае вполне правомерно было бы выявлять соотношение между романтизмом и традиционализмом в политическом плане), сколько формой выражения различных идеологий. Уже Б.Констан говорит о "моральной болезни века"; в 1833 г. Сен-Бев роняет ставшее знаменитым выражение "болезнь века"; Бальзак в 1842 г. называет введение к 3-ей части "Утраченных иллюзий" "Грустной исповедью дитя века", а в 1846 г. озаглавливает как "Болезнь века" главу в "Изнанке современной истории". Термин "болезнь века" пытался вобрать в себя специфический характер мировосприятия и мироощущения самых разнообразных людей второй трети ХIХ века. Это объясняет социальную разнородность романтизма, существование наряду с аристократическим романтизмом салонов так называемого "народного романтизма", романтизма легитимистского толка и социалистической ориентации.

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. Традиционализм как антимодернизм. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!