Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века

Традиционализм как антимодернизм

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

Именно здесь, в этой точке смыкаются традиционализм и романтическое сомнение в прочности общественных основ и возможности какого бы то ни было будущего. Традиционализм приобретает романтическую окраску и в то же время сам подпитывает романтические настроения литераторов, возвращая краски жизни и ее таинственный смысл историческому процессу. Хотя творчество, например, Де Бональда, этого "последнего из схоластов", по выражению Эмиля Фаге[42], внешне далеко от романтического стиля: он исходит из определенной аксиомы и дедуцирует из нее все принципы своей системы, не допуская ничего, что бы не содержалось в этом первейшем принципе; это чистый логик и только логик. Впрочем, Карл Шмидт утверждал, что и "бессмертный Де Мэстр" был "воинствующе неромантическим мыслителем": "его антилиберализм суров, строг, но в то же время реалистичен, не заражен мечтательной снисходительностью романтизма"[43]. Тем не менее, объективно созданная ранними традиционалистами система открывала обширные перспективы для романтической чувственности, воображения и мысли. Не случайно ранний романтизм и в политическом и в сентиментальном отношении обращен к уходящей Франции: Шатобриан, Ламартин, Де Виньи были роялистами, а молодой Гюго воспевает Карла X. По мнению Э.Ренана, несомненной заслугой традиционалистской философии этого периода было "выведение французской души из узкого круга сенсуализма и материализма прошлого столетия", открытие исторических исследований и исследований по истории философии, а также то, что она придала "выразительную форму и подлинно народный смысл великим истинам морального порядка"[44]. Но очень скоро романтические настроения меняют свою социальную ориентацию, несмотря на то, что внешне тесная идейная связь с традиционализмом еще сохраняется. Лакуны цитадели либеральной идеологии обнаружились очень скоро, и из глубин либерального универсума начинает подниматься беспокойство и неудовлетворенность. Молодое послереволюционное поколение, уже не принадлежащее к старой аристократии, натолкнувшись на ограниченность мира, построенного на частном интересе, обращает свои взоры к романтизму. Так называемый "левый" романтизм родился из неспособности буржуазии использовать весь потенциал общественного развития, высвобождению которого она способствовала. Очень скоро выяснилось, что царство буржуазии не было только царством свободы, науки и промышленности в самом благородном смысле, но было царством денег и личного интереса. Обнаруживается разрыв между старыми либералами и молодежью, которая отказывалась идти за ними. В 1825 г. Стендаль пишет работу, озаглавленную "Новый заговор против промышленников", в которой сожалеет о том, что промышленность предала свои благородные идеалы и цели; в 1827 г. Октав Де Маливер демонстративно отрекается от своих либеральных взглядов, поскольку олицетворением либерализма для него выступает преуспевающий буржуа. В своей знаменитой "Записке, представленной королю в июле 1814 г." Карно замечает: "Революция была подготовлена огромной массой чисто философских работ. Души, исполненные надеждой на неизведанное счастье, внезапно устремились в неизведанные области воображаемого... Опыт жестоко разочаровал нас: что осталось у нас от тщетной погони за химерами? Сожаления, предубеждения против способности к совершенствованию, обескураженность множества людей, осознавших беспочвенность своих надежд"[45]. Пьер Барберис называет эту новую волну романтизма в отличие от аристократического - мечтательного и элегического - прометеевским романтизмом.

Итак, романтизм и традиционализм в идейном отношении имеют множество точек соприкосновения, обусловленных их общей антимодернистской и антибуржуазной направленностью. Но если романтизм как определенное направление в духовной жизни европейского общества, оставив значительный след в европейской культуре, во второй половине XIX века постепенно сходит со сцены, традиционализм надолго сохранит романтический настрой, который с разной степенью интенсивностью будет проявляться на разных этапах его эволюции. Так, в конце XIX века в идейной жизни европейского общества усилится движение, которое многие исследователи называют своего рода неоромантизмом[46]. Как и первое поколение романтиков, "неоромантизм" конца века отказывается от простых схем в объяснении общества и заменяет поиски универсальной истины описанием оригинального пережитого опыта. Он также колеблется между культом истории и оправданием бунта, между индивидуализмом, выступающим как культ творческого гения человека, и подчинением индивида коллективности и Истории. При этом сама политическая целостность воспринимается не просто как сумма составляющих ее индивидов, но как нечто, наделенное собственной сущностью и жизнью. Поэтому это движение направлено против рационалистического индивидуализма, против разрыва общественных связей и политической атомизации буржуазного общества. Но этот бунт против либерального модернизма имеет место в совершенно новом интеллектуальном контексте: он проникнут идеями дарвиновской биологии, вагнеровской эстетики, расовых теорий Гобино, психологии Ле Бона, философии Ницше, а позднее и Бергсона.

М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. Традиционализм как антимодернизм. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
М.М. Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!