Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки

Рыночный синдром

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 |

Рынок учел все в полной мере, интересы покупателя сделал своим локомотивом. Все для покупателя. Да, сегодня мы в России чувствуем себя на рынке весьма комфортно. Только, если внимательно приглядеться к этим взаимоотношениям, то дело обстоит несколько иначе, а точнее, принципиально иначе.

В научной литературе, в самом общем виде, рынок ассоциируется со свободой движения товаров, т.е. свободой обмена, цен и выбора действий. Регулятором свободы и по существу ее ограничителем является конкуренция в самом широком смысле этого слова. Она не позволяет, согласно экономическим классическим теориям, подсунуть покупателю плохой товар или поднять высоко цены, или плохо работать. Это три кита, на которых зиждется классическая модель рынка. Регулирование экономики происходит в результате взаимодействия покупателя и продавца. Первый - предпочитает покупать хороший товар и по низким ценам. Вторые, зависимые от реализации своего товара, стремятся повысить производительность труда, тем самым снизить цены и сделать товар лучше. Получается хорошая модель саморегулирующегося механизма развития хозяйства и экономики общества. Такова классическая модель, качующая из одного учебника в другой и сотни раз описанная в научной литературе. Однако, если присмотреться внимательно, то окажется, что в реальности рыночные отношения не полностью соответствуют теории.

Во-первых, конкуренции как таковой нет. Это миф, что покупатель - хозяин на рынке и определяет цену. Да, продавцы относятся к нему внимательно и предупредительно, но цену и себе, и своему товару знают, держат ее дружно и цепко. Покупатель может поторговаться, но только до того уровня, за пределами которого цена перестает быть не только выгодной продавцу, но и угрожает его стабильности. Другими словами, цены на любом рынке определяются монопольно, так как мелкие продавцы явно или неявно сговариваются между собой о том уровне цен, который обеспечивает стабильность продавца и рынка в целом и дает какую-то прибавку. Ниже этого уровня продавец не имеет права опускаться. Выше - зависит от его умения предложить товар.

Конкуренция вроде бы существует, поскольку каждый стремится продать как можно больше своего товара и для этого использует разные формы и приемы. И в самом деле, у одного торговля идет лучше, у другого хуже, один продает товаров больше, другой меньше, соответственно, получает различную прибыль. Но имеется предел насыщения покупательского спроса, выше которого уже не прыгнешь. Поэтому продавцам приходится прибегать к сложному процессу формирования новых потребностей и пр.

Если и говорить о конкуренции, то в очень узком аспекте товарных отношений, как о соревновании в личных способностях привлечь покупателя. И ни в коем случае нельзя переносить конкуренцию как понятие на другие аспекты экономических отношений. В целом отношения на рынке не определяются ни покупателем, ни продавцом. Они опосредованы многими отношениями, где конкуренция только часть из них.

В литературе, посвященной классической экономической модели, много внимания уделяется стихии рынка, как основному регулятору и механизму развития экономики. Обычно под этим понимается свобода действий продавца в производстве и реализации товара, исходя прежде всего из потребностей покупателя. И вряд ли с этим можно спорить, настолько это очевидно. Если будет произведен товар, который никому не нужен, да еще с большими издержками, то предприятие обанкротится. И примеров тому масса. И сегодняшний, даже самый примитивный наш рынок, показывает как резко может измениться положение, если предоставить свободу производителям и продавцам в производстве, выборе товара и назначении цены. Против этого трудно что-либо возразить.

Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки. Рыночный синдром. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!