Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки

Государство, рынок и планирующая система

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 |

По всей видимости, необходим какой-то буферный, но законный вариант, который, с одной стороны, не создавал бы неприятности ни тем, ни другим правовым субъектам, а, с другой - позволял бы перевести законодательство на новые рельсы. Это трудная задача, требующая много времени, сил, средств, знаний, но которую необходимо решать. Сегодня таким буфером в неявной форме выступают государственные служащие, регулирующие отношения в обществе. Нередко они закрывают глаза на нарушения тех и других законов, что дает возможность хоть как-то существовать рыночным отношениям. При этом неизбежно возникает множество злоупотреблений, которые не в меньшей степени, чем отсутствие работающего законодательства, тормозят развитие рынка. Впрочем, и само понятие "злоупотребление" в новой, и тем более вне правовой ситуации, оказывается весьма неопределенным и плохо интерпретируемым. Сегодня государство осознанно ищет компромисс и с трудом его находит: разрабатываются новые законы; морально поддерживается малый и большой бизнес; ограниченно применяют старое законодательство и пр., благодаря чему предпринимательство имеет возможность развиваться. Но за это приходится платить повышенной преступностью.

Бороться с ней можно двумя путями: законными и незаконными. Первый путь - долгий, кропотливый, требует много времени, средств и сил, зато весьма надежен. Бороться с преступностью быстро можно лишь противозаконными мерами, т.е. сажать в тюрьму без суда и следствия, только по подозрению. Это фактически продолжение преступной линии и с неизвестными результатами. Использование властными структурами незаконных методов борьбы с преступностью ставит и тех, и других на одну доску, действия самого государства становятся преступными. Но однажды вставши на такой путь, сойти с него трудно, уж больно он соблазнителей своей оперативностью. На самом деле это псевдоэффективность. Противоправные методы борьбы можно использовать не только для подавления преступности, их можно использовать и в случае несогласия с действиями властных органов, интерпретируя их как противоправные, или использовать в борьбе за власть. Все это было недавно, можно наблюдать и сегодня, правда, пока только в локальном выражении. Ведь ничто не может помешать власти использовать уже имеющийся аппарат насилия применительно ко всему населению ради сохранения власти. Ничто, кроме совести и моральных принципов. А сегодня эти критерии очень ненадежны.

Издание закона, естественно, предполагает прежде всего исследование того явления, которое предстоит закрепить в законодательном порядке. Для этого имеются специальные общественные институты, которые решают задачу по осознанию и актуализации того или иного общественного процесса. И только потом происходит его формализация. Этот процесс очень длителен, но, по крайней мере, позволяет избежать волюнтаризма в создании законов, когда формализация знания (написание и издание закона) становится не конечным в долгой дороге познания объективной реальности.

Закон есть документ, регулирующий взаимодействие субъектов общества. Однако его нельзя интерпретировать как охранную грамоту какого-либо субъекта. Например, право издавать законы ни в коем случае не дает права абсолютной власти. Подобная интерпретация права создавать законы находится в полном соответствии с прошлым пониманием власти как абсолютной и принадлежащей единственному субъекту. Такое понимание идет вразрез с естественной природой общественных отношений и уже определившимся процессом разделения функций субъектами общества. По природе своей не может быть абсолютной власти какого-либо субъекта. Имеются только области социальных действий различных субъектов, которые выполняют строго определенные общественные функции. Разработка и подготовка Государственной Думой законов есть функция по актуализации и формализации социальных процессов и закреплению их в общественном сознании в форме закона. И не более того. Ни в коем случае данная функция не дает права на издание такого закона, который наделял бы Думу абсолютной властью. Это невозможно только потому, что такой функции в общественных отношениях нет и не может быть, ибо она противоречит, как мы уже говорили, объективно складывающимся общественным отношениям и правилам взаимодействия субъектов. Понятие "абсолютная власть" есть отражение непонимания сущности и природы субъектного взаимодействия. Это фантом, поддерживаемый исключительно психологическими приемами, самим субъектом и его окружением.

Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки. Государство, рынок и планирующая система. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!