Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки

Маленькие революции большой науки

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

7

Для того, чтобы реализовать схему безвозмездного и безвозвратного финансирования в полном объеме, общество должно быть достаточно богатым. Поскольку ресурсы не безграничны даже у развитых экономически стран, то естественно, что на развитие науки выделяется ограниченное их количество.

В этой ситуации наиболее рационален поиск такого механизма распределения средств, который позволил бы отсечь все неперспективное и неэффективное и сосредоточить основные средства на актуальных научных разработках. От них можно ожидать максимального эффекта. То есть малыми средствами достичь максимального эффекта. Обществу всегда приходиться балансировать на грани желаемого и возможного, тем более в такой сфере как наука, которая зачастую при малых затратах может дать большой эффект. Поэтому всегда возникает соблазн практически ничего не дать науке, но надеяться на получение положительного результата. Но законы экономики действуют и в научной сфере: чем больше вложишь средств, тем больший результат получишь.

Поэтому, отказавшись, по преимуществу, от безвозвратного финансирования науки, госорганы развитых стран стали активно разрабатывать систему госзаказов во множестве вариаций.

Эта схема, как и любая другая, имеет свои минусы и плюсы и свою область применения, за границами которой она становится недееспособной. Однако основная проблема осталась: кому давать заказ, т.е. платить деньги? Здесь возникает та грань, которую очень легко перейти и ее постоянно переходят. Идеология заказного финансирования науки зиждется на твердой убежденности, что деньги можно давать только тогда, когда есть уверенность в выполнении научной работы и получении запланированных результатов. Считается, что только точно определив, что надо изобрести или открыть, и кто способен это сделать, можно давать деньги и достаточно большие. Государственная планирующая система снова и снова возвращается к накатанной дорожке. Кто может определить, что там за горизонтом, если ничего не видно? Никто. В том числе и тому, кто дает деньги, и тому, кто берется за выполнение заказа. Можно быть уверенным только в том, что такая возможность существует. В этом и есть особенности области неопределенного знания.

Безусловно, осознавая такую специфичность в полном объеме или по большей части, идут поиски компромиссных путей, которые могли бы хоть как-то уменьшить неопределенность. Для этого разрабатывается комплекс мероприятий, как особая система предварительного уменьшения уровня неопределенности. Во-первых, финансирование ученых, фирм, научных организаций, имеющих научный авторитет, чаще всего персонифицированный, т.е. деньги дают под имя ученого. Во-вторых, осуществление финансирования на конкурсной основе. В-третьих, создание института экспертов. И тому подобные меры.

И все же, многое остается по-старому. Знать, кто способен совершить плодотворный поиск нового в области неопределенного знания можно только в системе определенного знания. Другими словами, постановка задачи при формировании и выдаче госзаказа свидетельствует о том, что данная область поиска нового научного знания уже известна. Ибо вопрос можно поставить только тогда, когда известен ответ.

Таким образом, заказчик - в данном случае, государство - работает исключительно в известной парадигме, в рамках типового решения задачи. Когда парадигма известна, ее вариации вполне предсказуемы, хотя бы на уровне теории. (Если парадигма является плодотворной). Примером этому может служить самая наукоемкая и дорогая область заказных научных исследований - космические исследования.

При внимательном анализе тематического пакета открытых в области госзаказов в зарубежных странах легко убеждаешься, что он весь ориентирован на решение задач в известной парадигме (например, на создание носителей космических аппаратов-ракет). И никто не дает ни цента на исследования в другой парадигме.

Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки. Маленькие революции большой науки. К началу

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!