Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки

Точечное планирование

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
| 11 | 12 |

Сколько бы не рассуждали экономисты-теоретики о необходимости объективного планирования, на практике оно всегда выливается в планирование удовлетворения собственных потребностей субъекта. Понятно, что чем большими возможностями - экономическими, властными - обладает планирующий субъект, тем в большей степени он будет радеть о своих интересах. Это свойство любого субъекта. Поэтому надеяться на то, что законодательная или исполнительная власть забудут о себе и в первую очередь позаботятся о народе не только наивно, но и, как замечает Д.Гэлбрейт, опасно. Это свидетельствует о том, что у субъекта что-то не все в порядке с головой и решать с ним какие-либо вопросы будет сложно. С нормальным человеком всегда можно договориться, необходимо только понять его интересы. И если планирующая система - нормальный субъект, то реализация ею собственных интересов - вполне естественное явление. В данном случае ее интересы - обеспечение деятельности других субъектов, исходя из их общих задач.

Надо только различать персонифицированного субъекта, занимающегося планированием как своей профессиональной деятельностью, и саму планирующую систему как субъект. Ясно, что интересы их могут быть различными. Если планирующая система как субъект не определена в общественном сознании и не зафиксирована, т.е. не приняла формализованного выражения, например, в нормах права, тогда персонифицированный субъект (какой-нибудь высокопоставленный чиновник Н-ский) спокойно ее подомнет, поскольку сам он, как субъект, полностью определен. Соответственно, он будет реализовывать свои собственные потребности как персонифицированного субъекта, а не интересы планирующей системы, а соответственно, и интересы других субъектов. Законодательная и исполнительная власть, осознанно или нет, но совершают грубейшую методологическую ошибку, не разделяя персонифицированного и неперсонифицированного субъекта. Потом они возмущаются, что получается не как лучше, а как всегда: государственный чиновник - субъект Н-ский начинает больше думать о своих, а не об общественных интересах. Но субъект Н-ский сделал все правильно. Ошиблось общество, не поняв и, соответственно, не определив правила взаимодействия субъектов.

Так что же такое планирование? Как мы уже говорили, это умение определить механизм взаимодействующих субъектов. Правда, сначала необходимо определить саму планирующую систему как субъект. Соответственно, выделить ее внутренние субъекты, в том числе и персонифицированные, разработать механизм и принципы их взаимодействия, зафиксировать в нормах права и тем самым полностью описать поле их деятельности. Только тогда субъекты смогут нормально взаимодействовать при реализации своих и общих интересов.

2

В предыдущей главе мы говорили о грантах, программах, заказах и т.п. как формах взаимодействия науки и общества в общем поле научных исследований, включая коммерческую часть науки. При этом ни в коем случае нельзя отказываться и от государственного бюджетного финансирования науки и ученых, которое вполне можно назвать затратным с точки зрения нормальной рыночной экономики. Сегодня уже понятно, что в ряде специальных областей научной деятельности, как уже отмечалось в настоящей работе, рыночные отношения неприемлемы, поскольку они направлены в будущее, также как сегодня общество потребляет результаты деятельности прошлых поколений ученых. И в этом плане оценивать продуктивную деятельность современных ученых невозможно, да к тому же отсутствует какая-либо методология.

Основная цель бюджетного финансирования - обеспечение науки, позволяющее ей развиваться в оптимальном режиме, не требуя от нее непосредственной, сиюминутной практической отдачи.

Мы еще и еще раз обращаем внимание читателей на весьма важный принцип бюджетного финансирования - его изначально затратную сущность, понимая насколько трудно он укладывается в сознании современных управленцев, воспитанных на недавней прошлой идеологии немедленной практической отдачи. Поэтому для науки, занимающейся неопределенным знанием и в ситуации отдаленной, отсроченной отдачи, не представляется возможным использование классической модели экономического объекта управления с выходом в виде некоторого функционала, описывающего очередную эффективную экономическую модель. А сколько таких моделей строилось в экономической литературе? И ни одна из них так и не была использована. И не могла быть использованной, поскольку большинство из них были ориентированы прежде всего на конечный, непосредственный и моментальный (не растянутый надолго по времени) результат, так называемый конечный продукт. Процесс финансирования рассматривали как линейную функцию, обусловленную размерами финансирования и результатами деятельности ученых.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Ю.Н. Фролов. Государственное планирование науки. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!