Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

А.А. Громыко. История внешней политики СССР 1917-1980 гг

Московская и тегеранская конференции 1943 года

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

На Московской конференции, состоявшейся 19-30 октября 1943 г., основным был вопрос о сокращении сроков войны, поставленный по инициативе Советского правительства.

Советская делегация внесла на первом заседании конференции 19 октября следующее предложение:

"В целях сокращения сроков войны имеется в виду:

1. Осуществить такие безотлагательные мероприятия со стороны правительств Великобритании и США еще в 1943 г., которые обеспечат вторжение англо-американских армий в Северную Францию и которые, наряду с мощными ударами советских войск по основным силам германской армии на советско-германском фронте, должны коренным образом подорвать военно-стратегическое положение Германии и привести к решительному сокращению сроков войны.

В связи с этим Советское правительство считает необходимым выяснить, остается ли в силе заявление г-на Черчилля и г-на Рузвельта, сделанное в начале июня 1943 г., о том, что англо-американские войска осуществят вторжение в Северную Францию весной 1944 года" 65.

65 Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов. М., 1978, т. 1;

Советской делегации на конференции не удалось зафиксировать твердые и точные обязательства союзников об открытии второго фронта в Европе. Их заявления, что вторжение через Ла-Манш будет осуществлено весной 1944 г., содержали серьезные оговорки.

Как говорил генерал Исмей, вторжение будет осуществлено, как только "климатические условия в районе Ла-Манша станут благоприятными", и к тому же "должно произойти значительное сокращение германских военно-воздушных сил в Северо-Западной Европе. Второе условие заключается в том, чтобы германские резервы во Франции в момент вторжения не превышали 12 полных, боеспособных и хорошо снабженных дивизий, не считая береговых, авиационных и учебных частей" 66.

Со своей стороны советская делегация предложила отметить в особо секретном протоколе конференции, что Советское правительство "принимает к сведению эти заявления союзников и выражает надежду, что изложенный в этих заявлениях план вторжения англо-американских войск в Северную Францию весной 1944 г. будет осуществлен в срок" 67.

В коммюнике конференции было указано, что правительства трех держав признали "первейшей целью ускорение конца войны". Однако опасность новой отсрочки открытия второго фронта продолжала существовать. Об этом свидетельствовало заявление на Московской конференции министра иностранных дел Великобритании о том, что "в связи с нынешним положением в Италии премьер-министр (Черчилль.- Авт.) не вполне уверен, что этот план можно будет осуществить" 68.

Правительства США и Англии, затягивая окончание войны, обрекали народы на новые жертвы и страдания. Советскому народу затяжка его союзниками войны стоила множества человеческих жизней.

По другим пунктам повестки дня на Московской конференции была достигнута несколько большая степень согласия. Конференция приняла постановление о том, что сотрудничество трех держав, установленное для ведения войны, должно быть продолжено также и "на период, который последует за окончанием военных действий" 69.

Конференция рассмотрела ряд серьезных вопросов послевоенного устройства, к числу которых относились германский вопрос, положение в Италии, вопрос об Австрии, о путях обеспечения безопасности в послевоенный период, о создании международной организации, призванной обеспечить мир, и др.

66 Там же, с. 102-103.

67 Там же, с. 366.

68 Там же, с. 215.

69 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 1, с. 412.

Советское правительство еще 8 ноября 1941 г. выразило пожелание о достижении между союзниками определенной договоренности "о целях войны и о планах организации дела мира после войны" 70.

Большое место в межсоюзнических отношениях занимал вопрос о послевоенном устройстве Германии. 27 ноября 1941 г. английский премьер-министр в беседе с советским полпредом впервые поставил вопрос о расчленении Германии как одном из основных элементов послевоенного устройства Европы. "Главная вина лежит на Пруссии,- сказал Черчилль.- В будущем Бавария, Австрия, Вюртемберг и т. д. должны быть освобождены от прусского засилья". 7 декабря при новой встрече с полпредом Черчилль уточнил свою мысль: "Основная задача,- сказал он,- состоит в том, чтобы раз навсегда ликвидировать германскую опасность. Для этого необходимо полное разоружение Германии, по крайней мере, на целое поколение и раздробление Германии на части, прежде всего отделение Пруссии от остальных частей Германии" 71.

Выдвинутый английским премьером вопрос о расчленении Германии стал с тех пор одним из предметов переговоров между союзниками. В Англии и США расчленение Германии широко пропагандировалось в печати. Особую известность получили книги и статьи опытнейшего руководящего сотрудника английского министерства иностранных дел Ванситтарта.

В январе 1942 г. по распоряжению Рузвельта в США была создана так называемая "Консультативная комиссия по послевоенным проблемам", основной задачей которой являлась разработка планов послевоенного устройства Германии. Эта комиссия совместно со специальной "исследовательской группой" государственного департамента вскоре предложила на рассмотрение правительства США планы, которые предусматривали раздел Германии на три, пять или семь совершенно обособленных частей.

Характеризуя эти планы, Идеи, занимавший пост министра иностранных дел в правительстве Черчилля, говорил советскому послу в Лондоне И. М. Майскому в апреле 1943 г., что его опасения в отношении позиции США по германскому вопросу не оправдались. "Как выяснилось из разговоров с Рузвельтом и его ближайшими сотрудниками,- отмечал Иден,- все они держатся того мнения, что Германия после войны должна быть не только полностью и на длительный срок разоружена, но также очень надолго, если не навсегда, ослаблена. Наилучшим способом для такого ослабления они считают раздробление Германии на несколько государств, причем особенно энергично отстаивает данную идею Самнер Уэллес" 72.

70 Переписка..., т. 1, с. 42.

71 АВП СССР. Запись беседы посла СССР в Англии с Черчиллем 7 декабря 1941 г.

В противоположность этому в Советском Союзе не подготавливалось никаких планов расчленения Германии. Советское правительство публично высказалось против отождествления клики Гитлера с немецким народом. Это было сделано еще на первом этапе войны - в приказе народного комиссара обороны ко Дню Красной Армии 23 февраля 1942 г. "Опыт истории говорит,- указывалось в приказе,- что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, государство германское - остается".

На Московской конференции вопрос о расчленении Германии был подвергнут обсуждению. С американской стороны было предложено осуществить оккупацию Германии войсками трех держав, контроль над ней и ее "политическую децентрализацию" 73.

За расчленение Германии выступил и английский министр иностранных дел Иден, который изложил подробный план этого расчленения. "Мы хотели бы,- говорил он,- разделения Германии на отдельные государства, в частности, мы хотели бы отделения Пруссии от остальных частей Германии. Мы хотели бы поэтому поощрять те сепаратистские движения в Германии, которые могут найти свое развитие после войны. Конечно, сейчас трудно определить, какими возможностями мы будем располагать для осуществления этих целей и можно ли будет их добиться путем применения силы. В этом отношении я оставляю вопрос открытым, однако возможность осуществления этих целей с помощью силы не исключена" 74.

Государственный секретарь США Хэлл заметил, что "в высших сферах" США "склонны идти на расчленение Германии", но что "пока лучше занять выжидательную позицию". С советской стороны было заявлено, что "вопрос находится в процессе изучения" 75.

Намерение трех держав сотрудничать при решении важнейших послевоенных проблем конкретно проявилось в постановлении конференции об учреждении Европейской Консультативной Комиссии (ЕКК) с постоянным местопребыванием в Лондоне. На ЕКК была возложена задача "изучать европейские вопросы, связанные с окончанием военных действий, которые три правительства признают целесообразным ей передать, и давать трем правительствам по ним объединенные советы". ЕКК была поручена разработка условий капитуляции вражеских государств.

Московская конференция рассмотрела некоторые вопросы, относящиеся к послевоенному устройству Европы. США и Англия втайне рассчитывали создать в Центральной и Юго-Восточной Европе федеративные объединения малых и средних государств. Имелось в виду использовать их в качестве орудий влияния английского и американского империализма. Такие планы означали попытку перекроить карту Европы в интересах английского и американского империализма, не спросив воли заинтересованных народов. Советское правительство не могло дать согласия на такого рода проекты.

72 АВП СССР. Запись бесед посла СССР в Англии с А. Иденом 7 и 12 апреля 1943 г.

73 Московская конференция..., с. 293.

74 Там же, с. 181.

75 Там же, с. 182-183.

На конференции была изложена советская точка зрения по этому вопросу. Советское правительство исходило из того, что освобождение малых стран и восстановление их независимости и суверенитета является одной из важнейших задач послевоенного устройства Европы и создания прочного мира. Советская делегация заявила об опасности преждевременного искусственного прикрепления малых стран к группировкам, запланированным без участия заинтересованных народов, о недопустимости какого бы то ни было постороннего вмешательства и внешнего давления при решении народами Европы своих судеб после войны. Советская делегация указала, что попытки федерирования малых стран по решениям эмигрантских правительств, не выражающих действительной воли своих народов, означали бы навязывание решений, не соответствующих желаниям народов. Наконец, Советское правительство решительно отвергло всякие попытки воскресить враждебную Советскому Союзу политику "санитарного кордона", скрывавшуюся за выдвинутыми на Западе проектами федераций. Советская точка зрения в вопросе о федерациях и тому подобных заранее навязываемых извне формах объединения малых и средних государств в Европе целиком соответствовала интересам народов этих стран, интересам послевоенной безопасности СССР и других государств и была основана на праве народов Восточной и Центральной Европы самим определять свою судьбу.

На конференции был рассмотрен вопрос об отношении к французскому комитету национального освобождения. Политика США и Великобритании по отношению к Франции, определявшаяся выработанным ими документом "Основная схема управления освобожденной Францией", сводилась к фактическому установлению режима оккупации страны и резкому ограничению деятельности комитета.

Советская делегация не могла с этим согласиться. В связи с поставленными ею вопросами и сделанными замечаниями англо-американский документ был передан на рассмотрение Европейской консультативной комиссии 76.

Представители США и Англии пытались на конференции добиться от СССР восстановления дипломатических отношений с реакционным польским эмигрантским правительством.

Это правительство в августе 1942 г. вывело из СССР польские воинские части, сформированные на советской территории в соответствии с польско-советским соглашением от 30 июля 1941 г. Эмигрантское правительство требовало восстановления границ, установленных Рижским договором, что означало сохранение за Польшей областей, населенных украинцами и белорусами. Весной 1943 г. эта реакционная клика прямо стала поддерживать антисоветскую пропаганду Геббельса. В ответ правительство СССР 25 апреля 1943 г. разорвало отношения с эмигрантским правительством. Ставя вопрос о восстановлении этих отношений, правительства США и Англии руководствовались не интересами улучшения советско-польских отношений. Они заботились исключительно об укреплении позиций польской реакции, в которой они с полным основанием видели свою агентуру. Они хотели после освобождения Польши советскими войсками установить в ней власть лондонского эмигрантского правительства, связанного с английским и американским империализмом. Советское правительство отказалось от восстановления отношений с этим антисоветским правительством, чуждым своему народу и не понимавшим его основных интересов - необходимости дружбы с СССР, без чего нельзя было защитить Польшу в 1939 г., а теперь - освободить ее от немецких поработителей.

76 Московская конференция..., с. 34, 340-341.

На конференции была выработана "Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности" 77. Кроме трех государств - участников конференции, к этой декларации было привлечено четвертое - Китай. В декларации указывалось, что союз- . ники будут вести войну до тех пор, пока противник не сложит оружия и не капитулирует безоговорочно. После окончания войны усилия союзников будут направлены на установление мира и безопасности. Четыре державы сообщали, что в ближайшее время будет создана международная организация для поддержания мира и безопасности. Она должна быть основана на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств. Все такие государства - большие и малые - могут быть ее членами. В декларации провозглашалось, что в послевоенной политике державы не будут применять военных средств в решении спорных вопросов без взаимной консультации. Правительства четырех держав торжественно заявляли также, что они будут совещаться и сотрудничать друг с другом и с другими членами Объединенных Наций в целях достижения осуществимого всеобщего соглашения о регулировании вооружений в послевоенный период. Таким образом, в декларации были намечены некоторые основные принципы будущей Организации Объединенных Наций.

Конференция опубликовала также "Декларацию об Италии", под которой стояли подписи представителей трех держав - СССР, США и Англии. Декларация была принята по инициативе Советского правительства. К моменту конференции значительная часть юга Италии была очищена от фашистских войск. Летом 1943 г. режим Муссолини был свергнут. 3 сентября Италия капитулировала. Однако силы реакции в Италии не были полностью разгромлены. Опираясь на них, на освобожденной территории американские и английские власти проводили сепаратную политику, носившую антидемократический характер. Они действовали таким образом, что в ряде случаев Советское правительство оказывалось перед лицом свершившихся фактов. По этому поводу 22 августа 1943 г. Сталин писал Рузвельту и Черчиллю: "До сих пор дело обстояло так, что США и Англия сговариваются, а СССР получал информацию о результатах сговора двух держав в качестве третьего пассивного наблюдающего" 78. Действия англо-американских оккупационных властей в Италии с первых же дней их деятельности подвергались суровой критике как со стороны демократических кругов Италии, так и со стороны прогрессивной общественности других стран. На Московской конференции советская делегация запросила у союзников всестороннюю информацию о выполнении соглашения о перемирии с Италией. Она представила свои предложения относительно условий мира с Италией, которые должны были обеспечить ликвидацию фашизма и способствовать развитию страны по демократическому пути. Эти предложения были приняты и нашли отражение в утвержденной конференцией декларации. В ней говорилось, что совместная политика союзников в Италии должна привести к полному уничтожению фашизма и установлению демократического режима. При этом отмечалось, что декларация "не ограничивает права итальянского народа впоследствии избрать свою собственную форму правления".

77 Московская конференция..., с. 346-348.

Конференция постановила создать Консультативный совет по вопросам Италии в составе представителей США, СССР, Англии, Французского комитета национального освобождения, Греции и Югославии. Совет должен был формулировать рекомендации в целях координации политики союзников в Италии. Это решение имело положительное значение. Оно несколько ограничивало произвол американских и английских военных властей в Италии, весьма опасный для итальянского рабочего класса и для перспектив демократического развития страны.

Далее конференция трех министров приняла "Декларацию об Австрии". В этом документе говорилось, что Австрия - первая свободная страна, павшая жертвой гитлеровской агрессии, должна быть освобождена от германского господства. Правительства трех держав заявили, что захват Германией Австрии в 1938 г. объявляется несуществующим и недействительным. В декларации было выражено желание трех правительств видеть будущую Австрию свободной и независимой.

Вместе с тем в декларации обращалось внимание на то, что Австрия несет ответственность за участие в войне на стороне Германии. Указывалось также, что при окончательном урегулировании неизбежно будет принят во внимание собственный вклад Австрии в дело ее освобождения.

78 Переписка..., т. 1, с. 179.

В ходе конференции была опубликована декларация глав трех держав "Об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства". Союзники предупреждали, что военные преступники должны понести суровую кару и что они будут судимы теми народами, над которыми они творили насилия.

Московская конференция выявила серьезные разногласия между СССР и его союзниками из капиталистического мира. Но вместе с тем она показала и возможность согласованного решения сложнейших вопросов, относящихся к послевоенному урегулированию. Результаты конференции были повсеместно с большим одобрением встречены демократическим общественным мнением.

Московская конференция подготовила условия для первой встречи глав правительств трех держав, которая и состоялась в Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. В ней в качестве руководителей делегаций участвовали И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль. Конференция проходила в политической обстановке, создавшейся под влиянием блестящих побед Красной Армии.

Основное внимание на Тегеранской конференции было уделено военным вопросам, прежде всего вопросу об открытии второго фронта. Советская делегация указывала, что грубое нарушение Англией и США обязательств об открытии второго фронта не только в 1942, но и в 1943 г. привело к затяжке войны и нанесло большой ущерб общей борьбе против фашистского блока. Еще до Тегеранской конференции СССР настаивал на установлении твердого срока открытия второго фронта в целях сокращения потерь и ускорения освобождения порабощенных народов от фашистского ига. Но характер постановки вопроса об открытии второго фронта объективно изменился по сравнению с начальным периодом войны. Теперь победа над фашистской Германией уже была предрешена и могла быть достинута силами одной Красной Армии. В Тегеране советская сторона заявила, что, "как только будет осуществлен десант в Северной Франции, Красная Армия, в свою очередь, перейдет в наступление. Если бы было известно, что операция состоится в мае или в июне, то русские могли бы подготовить не один, а несколько ударов по врагу". Советское правительство желало узнать точную дату начала операции "Оверлорд" 79, как условно именовалась десантная операция на северном побережье Франции.

Когда Сталин сказал, что хорошо было бы произвести высадку союзных войск во Франции "в пределах мая" 1944 г., Черчилль сначала возразил: "Я не могу дать такого обязательства". Он предложил вопрос о сроках начала операции во Франции передать на рассмотрение "военной комиссии", которую он хотел создать специально для этой цели 80.

79 Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов. М., 1978, т. 2. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (28 ноября-1 декабря 1943 г.), с. 139-140 (далее - Тегеранская конференция...).

Предложение Черчилля было направлено на то, чтобы снова отложить решение вопроса. Однако на этот раз ему не удалось добиться своего. Рузвельт поддержал советскую делегацию, и Черчилль вынужден был сдать свои позиции. Рузвельт опасался, что если не произвести высадки американских и английских войск во Франции, то вся Западная Европа будет освобождена силами Красной Армии.

30 ноября 1943 г. на конференции в присутствии И. В. Сталина, Черчилля и Рузвельта генерал Брук сделал заявление от имени США и Англии, в котором сообщил, что начало операции "Оверлорд" "состоится в течение мая. Эта операция будет поддержана операцией против Южной Франции, причем масштаб этой [последней] операции будет зависеть от количества десантных судов, которые будут иметься в наличии к этому времени" 81.

В ответ на это И. В. Сталин на том же заседании выступил со следующим заявлением: "Чтобы не дать немцам возможности маневрировать своими резервами и перебрасывать сколько-нибудь значительные силы с восточного фронта на Запад, русские обязуются к маю организовать большое наступление против немцев в нескольких местах, с тем чтобы приковать немецкие дивизии на восточном фронте и не дать немцам возможности создать какие-либо затруднения для „Оверлорда"" 82.

Черчилль, как и Рузвельт, не желал допустить появления советских войск в Западной Европе. Но он рассчитывал достигнуть этого не посредством высадки в Северной Франции, что привело бы к борьбе на главном стратегическом направлении, где союзников ожидало сильное сопротивление германских войск. Черчилль предполагал закрыть путь советским войскам на Запад посредством высадки на Балканах, где германское сопротивление обещало быть более слабым и где англо-американские войска должны были опередить Красную Армию, задушить демократические антифашистские силы во всей Юго-Восточной Европе и создать там прочные позиции для западного империализма. "Всякий раз,- рассказывал впоследствии президент Рузвельт своему сыну Эллиоту,- когда премьер-министр настаивал на вторжении через Балканы, всем присутствовавшим было совершенно ясно, чего он на самом деле хочет. Он прежде всего хочет врезаться клином в Центральную Европу, чтобы не пустить Красную Армию в Австрию, в Румынию и даже, если возможно, в Венгрию" 83. Однако Черчиллю не удалось подменить открытие второго фронта во Франции вторжением на Балканы.

Правительства США и Англии подтвердили свои обязательства и относительно численности десантных англо-американских войск при вторжении в Западную Европу, которая была определена в 1 млн человек. По настоянию советской делегации Рузвельт и Черчилль дали согласие на быстрейшее решение вопроса о главнокомандующем этой операцией, с тем чтобы союзники в ближайшее же время приступили к ее практической подготовке. В военных решениях Тегеранской конференции было зафиксировано, что конференция "приняла к сведению, что операция „Оверлорд" будет предпринята в течение мая 1944 г. вместе с операцией против Южной Франции. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволят наличные десантные средства. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с восточного на западный фронт" 34. В декларации, опубликованной после Тегеранской конференции, руководители трех держав заявили, что они согласовали планы уничтожения германских вооруженных сил и "пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга". "Никакая сила в мире,- писали авторы декларации,- не сможет помешать нам уничтожать германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха".

80 Тегеранская конференция..., с. 129, 131.

81 Там же, с. 150.

82 Там же.

83 Рузвельт Э. Его глазами. М., 1947, с. 186-187.

Решение об открытии второго фронта было достигнуто, несмотря на противодействие Черчилля и колебания Рузвельта. Этому в немалой степени способствовала твердая позиция советской делегации. На решение об открытии второго фронта повлияли также опасения США оказаться перед фактом затяжки войны на Тихом океане. Как заявил начальник штаба США генерал Маршалл на совещании у президента Рузвельта 19 ноября 1943 г., "результатом проведения операции на Балканах явится продление сроков войны как в Европе, так и на Тихом океане" 35.

На Тегеранской конференции обсуждались также вопросы послевоенного сотрудничества и обеспечения прочного мира. В опубликованной декларации подчеркивалась необходимость единства действий трех великих держав.

Главы трех правительств обменялись мнениями о будущем устройстве Германии. Рузвельт предложил расчленить ее на пять государств. "По моему мнению,- заявил он,- Пруссия должна быть возможно ослаблена и уменьшена в своих размерах. Пруссия должна составлять первую самостоятельную часть Германии. Во вторую часть Германии должны быть включены Ганновер и северо-западные районы Германии. Третья часть - Саксония и район Лейпцига. Четвертая часть - Гессенская провинция, Дармштадт, Кассель и районы, расположенные к югу от Рейна, а также старые города Вестфалии. Пятая часть - Бавария, Баден, Вюртемберг. Каждая из этих пяти частей будет представлять собой независимое государство. Кроме того, из состава Германии должны быть выделены районы Кильского канала и Гамбурга. Этими районами должны будут управлять Объединенные Нации или четыре державы. Рурская и Саарская области должны быть поставлены под контроль либо Объединенных Наций, либо попечителей всей Европы" 86.

84 Тегеранская конференция..., с. 173.

85 Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. The Conference at Cairo and Tehran 1943. Washington, 1961, p. 259.

Английское правительство также стояло за расчленение Германии. Английские правящие круги надеялись поставить под свой полный контроль рурскую промышленность. Опираясь на индустриальную мощь Рура, они намеревались занять господствующее положение в Европе. Английская делегация поддержала основные положения американского плана. Со своей стороны она предложила в целях ослабления Германии изолировать Пруссию, отторгнуть Баварию и ряд других южногерманских государств. "У меня две мысли,- говорил Черчилль,- первая - это изоляция Пруссии от остальной Германии; вторая - это отделение южных провинций Германии - Баварии, Бадена, Вюртемберга, Палатината от Саара до Саксонии включительно". Он предлагал создать "дунайскую федерацию", в состав которой предполагалось включить все южные провинции Германии и придунайские страны Центральной Европы 87.

Советская делегация считала, что решение германской проблемы следует искать не на путях уничтожения германского государства, а на путях его демилитаризации и демократизации, с непременным уничтожением гитлеризма и гитлеровской военной машины. Советское правительство понимало, что главная цель планируемых Англией объединений в Европе по существу заключается в создании антисоветских блоков. Считая, что после окончания войны европейские народы будут стремиться к восстановлению своей независимости, Советское правительство выступило против таких антидемократических планов. Советская делегация предложила передать вопрос о расчленении Германии в Европейскую консультативную комиссию.

Что касается английских и американских планов по Германии, то Сталин прямо заявил, что ему "не нравится план новых объединений государств" 88. Он подчеркнул, что не видит большой разницы между населением Пруссии и других частей Германии. Г. Гопкинс, который присутствовал на конференции при обсуждении предложений о расчленении Германии, характеризует позицию СССР следующим образом: "Сталин без особого энтузиазма отнесся к обоим предложениям" 89.

Главы трех держав обменялись в Тегеране мнениями по вопросу о границах Польши.

86 Тегеранская конференция..., с. 165-166.

87 Там же, с. 166.

88 Там же, с. 32-33, 166.

89 Шервуд Р. Указ. соч., т. 2, с. 493.

Советское правительство всегда высказывалось за необходимость создания в результате войны независимого, демократического и сильного польского государства. Для этого и в целях укрепления мира в Европе необходимо было обеспечить польскому народу справедливые, исторически обоснованные границы, притом такие, которые явились бы для Польши границами мира с соседними государствами. Известно, что на протяжении истории территория Польши не раз перекраивалась. Задача поэтому состояла в том, чтобы превратить границы Польши из источника конфликтов и войн в фактор безопасности и устойчивости в Восточной Европе. В качестве восточной границы Польши Советское правительство предложило принять "линию Керзона", которая в основном совпадала с этнографической границей польского народа, а в качестве западной - "линию р. Одер".

В Тегеране советская делегация, отстаивая интересы польского народа, считала необходимым возвращение Польше ее исконных земель на западе. Глава советской делегации подтвердил, что СССР выступает "за восстановление, за усиление Польши". Он подчеркнул, что Советский Союз не меньше, а больше других держав заинтересован в хороших отношениях с Польшей, так как Польша является его соседом90. Обсуждение польского вопроса происходило на конференции главным образом в ходе двусторонних советско-английских переговоров. Черчилль согласился на установление будущих границ Польши по "линии Керзона" и "линии р. Одер". Но он рассчитывал при этом водворить в освобожденной Польше в качестве правительства реакционную эмигрантскую клику. Черчилль в принципе согласился с передачей Кенигсберга Советскому Союзу.

На конференции была принята "Декларация об Иране". Участники конференции заявляли "о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана".

В Тегеране обсуждался также и вопрос о войне с Японией. В течение всей войны эта страна вела политику, резко враждебную СССР. Японское правительство беззастенчиво нарушило советско-японский договор о нейтралитете от 13 апреля 1941 г., предусматривавший (ст. 1) поддержание дружественных отношений. Ввиду такого нарушения Японией ее обязательств и ради сокращения сроков войны на Дальнем Востоке советская делегация пошла навстречу неоднократным просьбам США и Англии, настаивавшим на вступлении СССР в войну против Японии91. В целях дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции, ликвидации очага агрессии на Дальнем Востоке И. В. Сталин заявил, что Советский Союз объявит войну Японии после поражения фашистской Германии.

90 Тегеранская конференция..., с. 164.

91 Подробнее в советско-японских отношениях в годы войны см. ниже, с. 486-490.

Руководители трех держав обменялись мнениями и по другим вопросам мировой политики. Нельзя сказать, что обсуждение политических вопросов проходило гладко. Дело иногда доходило до горячей полемики, некоторые вопросы так и остались нерешенными.

Тем не менее Тегеранская конференция и ее решения имели огромное международное значение. На конференции восторжествовали принципы сотрудничества великих держав антигитлеровской коалиции. В подписанной руководителями трех союзных стран декларации подчеркивалось, что СССР, США и Англия "будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время" 92. Конференция подтвердила, что расчеты фашистской дипломатии на раскол среди союзников несостоятельны.

Активная роль советской дипломатии в ускорении кризиса фашистского блока

Летом 1944 г. в результате успешного наступления Красной Армии государственная граница СССР была восстановлена на значительном протяжении. Красная Армия приступила к освобождению народов Европы из фашистской неволи, чтобы затем перенести военные действия на территорию самой Германии и завершить ее разгром. Советская внешняя политика была при этом направлена на содействие освобожденным народам в воссоздании своих национальных государств на основе права наций на самоопределение и при строгом невмешательстве в их внутренние дела. Политику Советского правительства в отношении освобождаемых стран определяли освободительный характер Великой Отечественной войны и социалистическая природа Советского государства. Освобождая европейские страны от гитлеровских оккупантов, Советский Союз исходил не только из своих национальных интересов и задач обеспечения своей безопасности. Он последовательно выполнял интернациональный долг в отношении народов Европы и всего мира. К освобождению европейских стран Советский Союз приступил с ясной программой. Основы ее были провозглашены еще на первом этапе войны. 6 ноября 1941 г. в докладе И. В. Сталина, посвященном годовщине Октябрьской революции, было сказано, что "в отличие от гитлеровской Германии Советский Союз и его союзники ведут войну освободительную, справедливую, рассчитанную на освобождение порабощенных народов Европы и СССР от гитлеровской тирании". "У нас нет и не может быть таких целей войны,- говорилось далее,- как навязывание своей воли и своего режима славянским и другим порабощенным народам Европы, ждущим от нас помощи. Наша цель состоит в том, чтобы помочь этим народам в их освободительной борьбе против гитлеровской тирании и потом предоставить им вполне свободно устроиться на своей земле так, как они хотят. Никакого вмешательства во внутренние дела других народов!" 93.

92 Тегеранская конференция..., с. 175.

В заявлении, оглашенном от имени Советского правительства на Московской конференции министров иностранных дел, снова подчеркивалось, что "Советское правительство считает одной из важнейших задач послевоенного устройства Европы и создания прочного мира освобождение малых стран и восстановление их независимости и суверенитета" 94. 13 мая 1944 г. правительства СССР, США и Англии обратились к правительствам Венгрии, Румынии, Финляндии и Болгарии с предложением прекратить войну на стороне Германии.

Весной 1944 г. советские войска вышли на государственную границу СССР с Румынией. В связи с этим Советское правительство сделало заявление, в котором указало, что "оно не преследует цели приобретения какой-либо части румынской территории или изменения существующего общественного строя Румынии и что вступление советских войск в пределы Румынии диктуется исключительно военной необходимостью и продолжающимся сопротивлением войск противника" 95.

Наступление Красной Армии привело в 1944 г. к кризису гитлеровского блока. Тяжелые поражения, понесенные от Красной Армии войсками фашистской коалиции, вызвали резкое ослабление военного могущества Германии. Это создало для народов союзных с Германией стран реальные возможности для своего . освобождения.

Фашистская Германия угнетала своих союзников. Она свела их на положение бесправных сателлитов. Под влиянием поражений на фронте образовался раскол в странах - участницах гитлеровского блока, некоторые из них стали думать о том, как бы вовремя покинуть тонущий фашистский корабль. Местные фашистские и полуфашистские режимы вызывали все возраставшую ненависть со стороны народов Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Экономическая разруха и фашистский гнет делали положение трудящихся совершенно нестерпимым. При таких условиях в странах-сателлитах создавалась революционная ситуация. Но народы не могли рассчитывать на успех до тех пор, пока силы фашистских захватчиков не были надломлены победами Красной Армии и пока Красная Армия не подошла к границам угнетенных стран.

После вступления Красной Армии в пределы Румынии в Бухаресте 23 августа началось народное восстание. Опираясь на победы Красной Армии, румынские рабочие под руководством Коммунистической партии свергли фашистское правительство Антонеску. Король назначил новое правительство во главе с генералом Санатеску.

93 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны,т. 1, с. 49.

94 Московская конференция..., с. 193.

95 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 2, о. 105.

С освобождением Румынии Красная Армия вела бои с германскими войсками, сосредоточенными на территории Болгарии. Болгарское правительство формально не объявляло войны СССР, боясь взрыва возмущения со стороны своего народа, питавшего горячие симпатии к русскому народу и Советскому государству. Но фактически правители Болгарии вели против СССР войну, оказывая помощь фашистской Германии. Еще в сентябре 1942 г. и в апреле 1944 г. Советское правительство потребовало от болгарского правительства, чтобы оно запретило германским вооруженным силам использование болгарской территории, аэродромов и портов для действий против СССР и согласилось на восстановление закрытых им советских консульств в Русе и Бургасе. Царское правительство Болгарии не удовлетворило этих требований. 18 мая ему было направлено предупреждение: если оно не порвет с Германией, сохранение отношений с ним станет для Советского Союза невозможным. 12 августа Советское правительство снова потребовало от Болгарии разрыва с немцами. Болгарские союзники Гитлера уклонились от ясного ответа, а на деле продолжали сотрудничество с Германией и стали искать втайне от СССР контактов с США и Англией. Германские войска по-прежнему использовали болгарскую территорию. 5 сентября Советское правительство заявило, что "не только Болгария находится в состоянии войны с СССР, поскольку она и ранее находилась в состоянии войны с СССР, но и Советский Союз отныне будет находиться в состоянии войны с Болгарией". Едва советские войска вступили 8 сентября в Болгарию, как там (9 сентября) произошло народное восстание. В авангарде масс шли коммунисты. Создалось правительство Отечественного фронта.

25 августа новое правительство Румынии обратилось к союзникам с предложением заключить перемирие. В начале сентября то же самое сделали Болгария и Финляндия. Советское правительство еще в начале 1944 г. изъявило согласие начать переговоры о перемирии с союзниками Германии. Так же поступили правительства США и Англии. Переговоры привели 12 сентября 1944 г. к подписанию соглашения о перемирии с Румынией, 19 сентября - с Финляндией, 28 октября - с Болгарией. С Венгрией перемирие было заключено 20 января 1945 г..96

В переговорах с США и Англией об условиях перемирия Советское правительство отстаивало национальные интересы румынского, болгарского, финского и венгерского народов и их право строить свою жизнь на демократических началах. Благодаря усилиям СССР соглашения о перемирии с Румынией, Болгарией, Финляндией и Венгрией приобрели справедливый, демократический характер. Соглашения облегчали народам этих стран подавление фашистских элементов и не допускали закабаления империалистами США и Англии, которые особенно зарились на Румынию с ее нефтяными богатствами. В соглашениях о перемирии со всеми четырьмя странами содержались постановления, предусматривавшие демократизацию их политической и общественной жизни, включая статью, запрещающую деятельность фашистских организаций. В соглашениях имелась статья о возмещении тяжелого ущерба, нанесенного народам Советского Союза, Югославии, Польши и других стран в результате агрессии государств фашистского блока. Однако Советское правительство, всегда верное принципам интернационализма, в интересах быстрейшего восстановления экономики стран, порвавших с гитлеровской Германией, ограничилось лишь частичным возмещением ущерба, нанесенного Советскому Союзу.

96 История дипломатии, т. 4, с. 456-477.

Существо статей по территориальным вопросам сводилось к тому, чтобы восстановить для Румынии, Болгарии, Финляндии и Венгрии справедливые границы с их соседями. Территориальные постановления ликвидировали произвольную перекройку границ этих государств, произведенную фашистской Германией.

Румыния и Болгария тотчас же объявили войну Германии. Советский Союз с радостью принял румынский и болгарский пароды в качестве союзников и друзей. Позже войну Германии объявили также Венгрия и Финляндия 97.

Поскольку территория Финляндии для военных действий против Германии не требовалась, Советское правительство не прибегло к оккупации этой страны. "Следует помнить,- справедливо говорил выдающийся финский государственный деятель Ю. К. Паасикиви,- что Советский Союз осенью 1944 г., как и зимой 1940 г., мог бы продолжать борьбу, нанося Финляндии все новые тяжелые поражения, мог бы, если бы захотел, полностью раздавить Финляндию и уничтожить ее самостоятельность" 98. Советское правительство не сделало этого, проявив великодушие.

Повсюду Советское правительство при вступлении Красной Армии на иностранную территорию незамедлительно передавало все административные полномочия местным национальным властям. Это свидетельствовало о неизменной приверженности Советского Союза принципу невмешательства во внутренние дела освобождаемых стран.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
А.А. Громыко. История внешней политики СССР 1917-1980 гг. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!