Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

В.Н. Хлюпин. Республика Казахстан: геополитические очерки

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и проблема путей транспортировки углеводородов Прикаспия на мировой рынок

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 |

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) был создан в июне 1992 г. Россией, Казахстаном и Султанатом Оман для транспортировки из Северного Прикаспия нефти добываемой казахстано-американским СП "Тенгизшевройл". Для реализации проекта, по планам участников, 1500-километровая труба должна была ежегодно пропускать порядка 65 - 75 млн. т. сырой нефти ежегодно из Западного Казахстана (прежде всего с Тенгиза) в район морского порта Новороссийска. КТК создавался на паритетных началах: доля РФ и РК состояла из уже имеющихся трубопроводных активов, а Оман, в лице "Оман Ойл Компани" (ООК), брал на себя общее финансирование проекта.

Однако, вмешательство западных нефтяных компаний, и, в первую очередь, "Шеврона" осложнило судьбу проекта. До 1994 г. (начало строительства нефтепровода на Новороссийск и расширение нефтяных терминалов этого порта) "Шеврон" чувствовал себя в Казахстане очень уверенно - своих экспортных трубопроводов в республике нет, в силу чего поток казахстанских энергоносителей на мировой рынок сравнительно мал. Руководители компании считали, что РК долго не сможет решить проблему транспортировки, а потому торопиться с освоением Тенгиза не следует (контракт подписан на 40 лет). На реинвестициях от малых партий (6-9 млн. т. в год) "Шеврон" мог за 20 лет окупить свои затраты и не выплачивать Алма-Ате бонус (420 млн. долл.), предусмотренный по соглашению в качестве гарантии за пользование трубопроводом, если таковой будет построен. Не заинтересован был "Шеврон" и в оплате высоких тарифов за пользование магистральным трубопроводом. Работая над десятками проектов в различных частях мира эта компания может позволить себе тянуть время, застолбив за собой на длительный срок перспективные нефтяные поля Прикаспия. Министр нефти Казахстана Н.Балгимбаев прямо указал на эту причину затягивания реализации проекта КТК: "Если Америка - благополучная в экономическом отношении страна, а "Шеврон" - благополучная компания, и они еще долго могут переговариваться и ждать, то у нас времени нет".

Начало практических работ по КТК вызвало у американцев болезненную реакцию - в мае 1994 г. "Шеврон" впервые объявил о сокращении работ на Тенгизе. Весь следующий год руководители "Шеврона" и "Мобилла", используя личные каналы влияния на Назарбаева и ряд высших казахстанских и российских чиновников добивались долей в КТК и снижения будущих тарифов. "Шеврон", по неофициальным источникам, "повел сепаратные переговоры с правительством РФ о строительстве фифти-фифти экспортного трубопровода от российско-казахстанской границы до Новороссийска и с правительством Казахстана о строительстве аналогичным образом нефтепровода от Тенгиза до границы" без участия Омана. Под давлением крупнейших нефтяных компаний западные банки отказали ООС в предоставлении кредитов. В СМИ Казахстана появился ряд статей направленных против ООС, объявлявшейся полукриминальной структурой, "не вкладывающей в трубопровод, но вкладывающей в нужных людей в Москве". "Кнут" умело сочетали с "пряником" - частные компании заплатили Йохану Дойссу (глава ООС) отступного в размере 70-80 млн. долл. "Шеврон" также был вынужден ввести в строй установку по демеркаптанизации тенгизской нефти. Такая тактика оказалась успешной.

С августа 1995 г. правительство Казахстана все активнее проявляло желание избавиться от участия Омана в консорциуме, заменив его своим старинным другом "Шевроном". Особенно усердно эту позицию отстаивал премьер РК А.Кажегельдин. В середине августа 1995 г. Алма-Ату посетила премьер-министр Турции Т.Чиллер. И Н.Назарбаев прибег к испытанному им методу политического шантажа России, заявив, что "подписание соглашения о сотрудничестве РК и ТР по транспортировке казахстанской нефти через турецкую территорию... скорее всего состоится в самом ближайшем будущем". В сентябре 1995 г. Н.Назарбаев обратился к В.Черномырдину с конфиденциальным письмом, в котором предложил объявить ООК об окончании ее эксклюзивных прав на финансирование нефтепровода Тенгиз-Новороссийск. Затем прошла встреча двух лидеров в Уральске, на которой, по некоторым сведениям, "удалось достичь взаимопонимания по многим вопросам". Последовал ряд заявлений руководства ТЭКа Казахстана о необходимости пересмотра структуры КТК.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
В.Н. Хлюпин. Республика Казахстан: геополитические очерки. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!