Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Ю.Г. Коргунюк. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства

Внутренняя иерархия политической элиты

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |

На основании многолетнего мониторинга деятельности современных партии и политической элиты страны можно сделать вывод, что наиболее активны в исследуемой сфере представители четырех основных классов: 1) люмпены и люмпеноиды; 2) бюрократия (чиновничество); 3) буржуазия (предприниматели); 4) интеллигенция. Каждому из этих классов свойствен определенный тип мировоззрения, укорененный в основах их социального бытия. Они способны навязывать свое видение мира остальному обществу. Особенно очевидно это в условиях демократии, предоставляющей членам социума возможность выбора между различными типами мировоззрения.

В свою очередь, влияние на политическую элиту процессов, охватывающих общество в целом, имеет ограниченный характер. Оно не касается сути мировоззрения и сводится к изменению удельного веса различных элитных групп — выведению на авансцену одних и вытеснению на второй план, а то и вовсе на периферию, других.

Определю вкратце суть каждого из указанных выше типов мировоззрения.

Люмпенов отличают две основные особенности — эгоцентризм и волюнтаризм. В центре мира любого из них — он сам, все остальное — лишь второстепенное приложение. Люмпен, по определению, — нравственный и социальный солипсист. Мир, по его глубокому убеждению, изначально в большом долгу перед ним и существует исключительно для того, чтобы поставлять ему разнообразные блага. Взять их немедленно, здесь и сейчас, в представлении люмпена, — его священное и неотъемлемое право. Причем единственное, что необходимо сделать самому люмпену, — просто протянуть руку. Мир же обязан подчиниться его желаниям, иначе — ему же будет хуже. Всякий, кто отрицает право люмпена на беспрепятственное получение дармовых благ, — его кровный враг, для победы над которым допустимы любые методы.

Типичная для мировоззрения люмпенов установка — борьба всех против всех. Необходимость же сплочения в скольконибудь дееспособный коллектив порождается особого рода корпоративной моралью, выражаемой формулой "дружить против когото". Наиболее типичные формы таких коллективов — шайка, банда, клиентела, сплотившаяся вокруг патрона. Их императивом является так наз. готтентотская мораль ("плохо — когда бьют нас, хорошо — когда бьем мы"), однако на практике даже она соблюдается отнюдь не пуристически. Люмпен в принципе не способен иметь прочные привязанности и в любой момент готов бросить "своих", чтобы примкнуть к более удачливой шайке или клиентеле.

Люмпен внеидеологичен либо скорее доидеологичен. До высоких материй ему нет никакого дела. В более или менее развитых обществах, предполагающих если не самостоятельную выработку, то свободный и сознательный выбор индивидом своего мировоззрения, люмпенполитик вынужден мимикрировать под какуюлибо идеологию. Причем идеология для этого выбирается как правило, довольно примитивная и, что характерно, весьма агрессивная к окружающему миру, полная ксенофобии и социальной озлобленности — националистическая, религиознофундаменталистская, право или леворадикальная, т.е. такая, которая ставит исповедующего ее субъекта во главу мира, а любому, кто не желает это признавать, отводит роль его злейшего врага. Подобные идеологии не просто допускают насилие как метод достижения целей — оно является для них предпочтительным.

Люмпеноид от люмпена, по большому счету, отличается только одним: если люмпен, по определению, отрицает легитимность существующей социальной структуры, то люмпеноид некогда был ее частью, однако вытесненный из нее, стал ее непримиримым врагом. В своем стремлении вернуть прежний порядок он проявляет себя таким же эгоцентристом, солипсистом и волюнтаристом, как и люмпен. По мнению люмпеноида, для возврата к бывшему положению вещей, которое он считает единственно справедливым, достаточно совершить простой, но решительный шаг, и тогда в механизме мироустройства чтото щелкнет, и все встанет на свои места. И если ктото не является горячим сторонником этого "простого шага", а тем более отрицает необходимость реставрации, то он — лютый враг люмпеноида, и для борьбы с ним хороши все средства.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Ю.Г. Коргунюк. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!