Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Ю.В. Никуличев. Содружество независимых государств: очерк современной истории

Эволюция институциональной структуры СНГ

Страницы:
| 01 |

Встречи глав государств СНГ в 1996 г. и особенно в 1997 г. выявили, наряду с прочими проблемами, неудовлетворенность большинства членов СНГ тем, как функционируют главные органы Содружества. На московской встрече глав государств в апреле 1998 г. было поэтому принято решение о проведении Специального межгосударственного форума для обсуждения вопросов совершенствования деятельности СНГ и его реформирования. Задача заключалась в том, чтобы определить дальнейшую перспективу Содружества и обеспечить здесь действенный механизм переговоров и консультаций, исключить дублирование, организовать компактные, профессиональные и экономичные секретариаты. Главным итогом этой работы стал стратегически важный документ – Декларация глав государств – участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств, приятая в апреле 1999 г. вместе с целым рядом решений о реорганизации органов СНГ.

В соответствии с разработанной на Форуме программой, создавался Исполнительный комитет СНГ. Организованный на базе Исполнительного Секретариата Содружества и аппарата Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, Исполнительный комитет является, по его статуту, единым постоянно действующим административным и координирующим органом СНГ, уполномоченным обеспечивать работу Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета и других уставных органов Содружества. Основными направлениями его деятельности являются подготовка материалов по повестке дня заседаний СГГ и СГП, экспертная работа и разработка различных документов по межгосударственному сотрудничеству, координация и анализ деятельности органов отраслевого сотрудничества, подготовка единого бюджета органов СНГ, выполнение функции депозитария документов Содружества. Исполком СНГ возглавляется председателем и его заместителями – представителями государств и состоит из ряда департаментов и других структурных подразделений; штаб-квартиры Исполкома размещаются в Минске и Москве.

Главной идеей Декларации 1999 г. был совершенно особый акцент, сделанный на необходимости создания в СНГ зоны свободной торговли (ЗСТ). В связи с этой задачей в апреле 1999 г. был образован Экономический совет СНГ, уполномоченный обеспечивать выполнение принятых в Содружестве соглашений и решений о формировании ЗСТ и других вопросов социально-экономического развития1. Экономический совет состоит из заместителей глав национальных правительств и собирается на заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал; при нем на постоянной основе действует Комитет по экономическим вопросам, ответственный за всестороннюю проработку документов по социально - экономической тематике.

В рамках той же программы реформирования СНГ в апреле 1999 г. было принято решение установить предельную численность работающих в органах Содружества, финансируемых за счет бюджета государств, в 710 человек: персонал этих органов тем самым сокращался почти вдвое. Общая сумма взносов государств на содержание органов СНГ была определена на уровне 7 млн. долл1.

Во всем остальном институциональная система СНГ осталась без изменений. Поскольку вопрос о создании наднациональных органов в последние годы даже не возникал, каждое государство при выборе форм и направлений сотрудничества по-прежнему руководствуется исключительно собственными интересами и соображениями. Из общего числа документов, представленных на подписание Совета глав государств и Совета глав правительств в сфере экономического сотрудничества, например, Туркменистан не подписал каждый второй документ, Грузия – два из пяти, Азербайджан – каждый третий, Украина – каждый пятый документ”1. Более того, сложившаяся практика до сих пор не предусматривает обязательности в исполнении даже официально подписанных соглашений, а каких-либо санкций против такого рода нарушений договорного права в Содружестве до сих пор нет. В подавляющем большинстве случаев до конца не доводятся даже формальные процедуры “документооборота”: как отмечается в литературе, “за восемь лет существования Содружества из 158 принятых СГГ и СГП документов, предусматривающих ратификацию и выполнение внутригосударственных процедур, только шесть вступили в силу для всех государств – участников Содружества, их подписавших и сдавших необходимые документы депозитарию. Грузия из 112 подписанных подобного рода документов представила ратификационные грамоты и уведомления только по пяти, Туркмения – по 11 из 55, Молдова – по 34 из 132, Российская Федерация – по 48 из 146, Украина – по 47 из 104”1. Повышение уровня политической дисциплины остается одной из важнейших задач Содружества.

дальше

 


Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Ю.В. Никуличев. Содружество независимых государств: очерк современной истории. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!