Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Д.В. Ольшанский. Основы политической психологии

Древняя греция

Страницы:
| 01 |

В Элладе, разумеется, практика была важнее науки. Но именно в Древней Греции, когда политиков, в сегодняшнем смысле, заменяли ораторы (ораторское искусство было обязательным и решающим компонентом деятельности политика), один из великих мастеров красноречия Демосфен стал, быть может, первым исследователем механизмов политического воздействия на массы: на их разум и эмоции. Демосфен, как известно, сам вошел в политику через практику. Известно, что он был косноязычен от рождения, и чтобы научиться ораторскому искусству, часами тренировался, набив рот камушками, у берега моря, стремясь перекричать шум морского прибоя. Так он сформировал громоподобный голос и, используя время тренировок для специальных размышлений, открыл некоторые особенности разных массовых аудиторий, перед которыми приходилось выступать.

В частности, Демосфен различал два типа масс. С одной стороны, это были массы, "податливые эмоциям". С ними, считал он, необходимо использовать механизмы психологического заражения для того, чтобы вызвать у этих людей эффект подражания выступающему перед ними политику, так как такие массы, как правило, некритически воспринимает то, что говорит оратор. В качестве примера таких "податливых масс" Демосфен приводил восточные, говоря сегодняшним языком, "тоталитарные" народы, привыкшие к благоговению перед "харизматическими вождями".

С другой стороны, - массы, "податливые разуму". С ними, считал Демосфен, политику необходимо принципиально по другому строить общение. В частности, политик обязан использовать в общении с ними механизмы логической аргументации для того, чтобы пробудить присущую им способность к самостоятельному размышлению и направить его в нужном оратору (то есть, политику) направлении. Например, утверждал наученный опытом Демосфен, "афиняне привыкли думать и судить самостоятельно, и потому с ними обращения к чувствам бесперспективны". Это, говоря сегодняшним языком, как бы "демократические народы", с которыми политик обязан общаться прежде всего рационально, учитывая их способность к самостоятельному принятию логичных решений.

Из политической практики Древней Греции в рассмотрении политико-психологической природы человека, в целом, в обобщенном виде можно выделить две традиции. С одной стороны, выделяется традиция "демократическая", предполагавшая равенство возможностей главных "политических участников", то есть, реальных субъектов политического процесса. С другой стороны, отчетливо существовала традиция "аристократическая" (элитарная), открыто подчеркивавшая превосходство тех или иных, вполне определенных типов людей, и их роли в политическом процессе.

Так, например, "аристократическая" политическая традиция достаточно откровенно была выражена уже во взглядах школы Платона. Этот греческий мыслитель считал, в частности, что идеальный тип властителя - это "философ на троне". Согласно его взглядам, получалось, что далеко не все, а лишь некоторые люди могут быть "подлинными правителями". Другие же люди (но тоже далеко не все), могут быть, скажем, "воинами". Большинство же населения вообще не способно к политической жизни16. Вот такая сословно-иерархическая "Республика" получалась у Платона, в которой высший, собственно "политический", то есть рационально-логический, интеллектуальный элемент "души" (сознания) преобладал только у представителей правящих классов.

Аристотель был одним из первых мыслителей, который попытался подойти к анализу проблемы власти и подчинения - на примере понимания природы массовых беспорядков и мятежей, направленных на свержение властей. Он связывал "настроения лиц, поднимающих восстание" (т. е. их психологическое состояние) с "политическими смутами и междоусобными войнами". Анализируя массовые выступления против властей, он писал: "Во-первых, нужно знать настроение лиц, поднимающих восстание, во-вторых, - цель, к которой они при этом стремятся, и, в-третьих, чем собственно начинаются политические смуты и междоусобные распри"17.

Таким образом, для понимания реальной политики уже во времена Аристотеля требовалось анализировать изменения в массовой психологии, в частности, динамику перехода от послушного состояния - к бунтарскому.

Аристотель привнес многое в развитие различных наук, в том числе и политической психологии. Только сейчас, возвращаясь к нему на основе политических реалий современной жизни, мы вновь задумываемся, например, над политико-психологическим содержанием описанных им основных форм правления: тиранией, аристократией, олигархией, охлократией и демократией. Серьезные аналитики говорят, рассматривая новейшую историю России, что вслед за "тиранией" прежних советских вождей, за вольницей и "охлократией" конца 80-х - начала 90-х годов возник вполне "олигархический" режим Б. Ельцина, которому унаследовал "аристократический" режим В. Путина (имеется в виду назначение приближенных к себе "аристократов", которым передаются, делегируются отдельные элементы власти и управления). Таким получается сложный российский путь к демократии - почти по Аристотелю.

Древняя Греция дает много примеров уже почти теоретической политической психологии. Разумеется, понятен далекий от современных взглядов уровень анализа и язык античных мыслителей. Однако, гораздо важно другое: то, что ужо в античное время политико-психологические проблемы активно волновали людей.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Д.В. Ольшанский. Основы политической психологии. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!