Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Ю.В. Сачков. Философия естествознания: ретроспективный взгляд

Антропный принцип в космологии как проблема постнеклассической науки

Страницы:
|все|
| 01 | 02 |

Антропный принцип стремится дать ответ на вопрос: почему Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем? Вот уже два последних десятилетия этот принцип находится в фокусе мировоззренческих дискуссий. Он вызывает сейчас в космологии настоящий "антропологический бум", который рассматривается как антикоперниканский по своему духу феномен. Лишь немногие из научных принципов вызывали настолько острые споры, такой широкий спектр противоречивых оценок, как АП. Вызванные им дискуссии можно сравнить по эмоциональному накалу разве что с теми, которые кипели в свое время вокруг проблемы причинности в квантовой механике. Было высказано мнение, что АП - "единственная систематическая попытка научно объяснить кажущуюся таинственной структуру физического мира", причем особо подчеркивалось, что это - "не физический, а антропный принцип"133. Но АП считают также "тривиальным или неверным"134. Каков же смысл этого принципа? Действительно ли он содержит принципиально новые, скажем, постнеклассические потенции и в чем они состоят?

Антропный принцип пытается разрешить проблемы взаимосвязи между глубинной структурой нашей эволюционирующей Вселенной и существованием в ней человека (познающего субъекта, наблюдателя). Такой подход весьма необычен для космологии. Еще недавно включение человека в контекст космологических рассуждений считалось "антропоцентризмом" или "эгоцентризмом", подлежало самому решительному изгнанию и, конечно, не могло использоваться как аргумент. "Принцип Коперника", согласно которому во Вселенной нет никаких точек, выделенных в пространстве и времени, заставлял считать наше положение во Вселенной самым заурядным, ничем не выделенным. Но методология АП оказывается диаметрально противоположной.

С проблематикой АП автор познакомился в середине 60-ых годов из бесед с А.Л.Зельмановым, который, наряду с Г.М.Идлисом, был одним из авторов макроскопически релятивистской версии этого принципа (то есть не связанной с проблемой фундаментальных констант). А.Л.Зельманов охотно согласился выступить на очередном симпозиуме по философским проблемам естествознания, который проводили Научный совет и Институт философии (это было в 1965 году). При этом он был озабочен тем, чтобы еще раз четко сформулировать и обосновать высказанную им ранее идею: человек мог появиться лишь во Вселенной с определенными, а не произвольными макроскопическими свойствами, причем лишь на определенных, а не на любых, этапах ее эволюции135. А.Л.Зельманова обеспокоило появление аналогичных идей в зарубежной космологии как раз в контексте принципа, который впоследствии получил название антропного. На симпозиуме А.Л.Зельманов сказал, что в области космических, а тем более космологических масштабов "мы являемся свидетелями процессов определенного типа, потому что другие процессы протекают без свидетелей"136. Г.М.Идлис137 рассматривал макроскопические свойства Метагалактики как типичные свойства обитаемой космической системы. Но резонанса в мировой науке антропные идеи А.Л.Зельманова и Г.Н.Идлиса в то время еще не вызвали, скорее всего потому, что попросту остались неизвестными. Во всяком случае, уже в 90-е годы И.Л.Розенталь, один из астрофизиков, который, в свою очередь, внес крупный вклад в разработку АП, просил у автора старые публикации А.Л.Зельманова, чтобы сделать ссылку на них. Бум начался после 1973 года, когда Б.Картер сделал свой знаменитый доклад на симпозиуме, посвященном 500-летию со дня рождения Н.Коперника, который состоялся в Варшаве. Принципиально новый момент состоял в том, что условия появления во Вселенной наблюдателя связывались именно с определенным сочетанием фундаментальных констант (микроскопически релятивистский подход к АП). Картер выдвинул слабый АП (совпадающий с формулировкой А.Л.Зельманова) и сильный АП, который звучит так: "...Вселенная (и следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Перефразируя Декарта: Cogito ergo mundus talis est"138. Именно эта формулировка вызвала наибольшее количество разноречивых мировоззренческих интерпретаций и оценок. Сильный АП интерпретировался в телеологическом духе таким образом: как законы физики, так и начальные условия были специально подстроены таким образом, чтобы гарантировать появление и эволюцию жизни. Подобное разъяснение смысла сильного АП заметно смутило его автора. В одной из дальнейших работ он реинтерпретировал сильный АП, отметил, что ссылка в нем на человека необязательна и само название "антропный принцип" следует признать неудачным. Сильный АП следует интерпретировать как принцип самоотбора, который фиксирует только выделенность нашей Вселенной из целого ансамбля миров. Стохастические механизмы случайно создали в ней сочетание констант, благоприятное для появления наблюдателя. Объяснение в духе неклассической физики, лишенное антропного контекста.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Ю.В. Сачков. Философия естествознания: ретроспективный взгляд. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!