Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков. Социология

Возрождение религии в России

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 |

Религия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает толчок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец, религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни. Нынешнее возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру.

Возрождение религии в России(Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 64-66.) - политико-правовой и социально-культурный процесс 1990-х гг., связанный с восстановлением в своих правах религиозной культуры, свободы совести, легализацией и ростом социальной активности религиозных организаций и верующих. Точкой отсчета этого процесса принято считать встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с членами Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) 30 апреля 1988 г., когда глава государства не только признал полноправность верующих, но и пригласил церковь к сотрудничеству с государством в нравственной сфере. После этого начались передача и открытие отобранных ранее государством у церкви храмов, духовенство стало позитивным объектом внимания средств массовой информации. В 1989 г. Патриарх и два митрополита РПЦ из регионов России были избраны народными депутатами в Верховный Совет СССР. В 1990 г. народными депутатами Верховного Совета РСФСР были демократически избраны пять священнослужителей (четыре православных: архиепископ Платон (Удовенко), священники В. Полосин, Г. Якунин, А. Злобин и буддийский лама Э. Цыбикжапов) и ряд верующих. Все они вошли в руководство Комитета Верховного Совета РСФСР по свободе совести (председатель В. Полосин). 25 октября 1990 г. был принят разработанный ими Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", который отменил все ограничения на религиозную деятельность, сделал регистрацию религиозных объединений необязательной и заявительной, что открыло простор для образования многочисленных новых религиозных объединений. 27 декабря 1990 г. ВС РСФСР объявил православный праздник Рождества Христова (7 января) нерабочим днем. С введением весной 1991 г. нового порядка регистрации религиозных организаций органами юстиции РСФСР их количество стало стремительно расти: православных с 3450 в 1990 г. до 7195 в 1996 г., мусульманских - соответственно с 870 до 2494, буддийских - с 12 до 124, католических - с 23 до 183, кришнаитских - с 9 до 112, иудейских - с 31 до 80. Общее количество зарегистрированных протестантских религиозных объединений разных деноминаций достигло почти 2000. Вновь появились приходы Российской православной свободной церкви (в 1996 г. - 98). Возродились различные "языческие" религиозные объединения (древнерусские - 7, шаманские - 2). Появились ранее неизвестные в России религиозные объединения индуизма - 3, тантризма - 3, даосизма - 9, бахаизма - 20. На 1 января 1996 г. всего было зарегистрировано 13 073 религиозных объединения примерно 54 религиозных направлений (с учетом нерегистрирующихся эта цифра превышает 15 тыс.). Качественно и количественно эти религиозные объединения существенно различаются. Так, в РПЦ учет постоянных прихожан в церквях не ведется, и реальное число прихожан колеблется от 10-20 до 2000 и более. У протестантов, как правило, фиксированное членство, которым охвачено до 1 млн. россиян; кроме того, у них действуют около 300 миссий, специализирующихся на пропаганде своего учения (см. табл. 9.2-9.4).

Таблица. Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % к совокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м) исследовательских проектов)

Отношение к религии 1985 (м) 1989 (р) 1991 (р) 1991 (м) 1993 (р) 1995 (р)

Неверующие 75 71 56 53 59 50 (50)

Православные 9 20 34 30 33 37 (42)

Последователи других религий 16 9 10 18 8 13 (8)

(В скобках - результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данные приведены для 1993 г.)

Таблица. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению)

Отношение к религии: Российская империя (1897) СССР (1991) Россия (сер. 1990-х)

Численность совокупного населения (1000) 125 000 270 000 149 000

Православные (без старообрядцев) 71,3 22,8 33-40 (50-60 млн.)

Католики 9,2 5,5 0,2 (около 300 тыс.)

Протестанты 3,0 3,0 0,7 (более 1 млн.)

Мусульмане 11,2 18,5 10-13 (15-20 млн.)

Буддисты 0,4 0,4 0,7 (около 1 млн.)

Иудеи 4,2 0,2 0,7 (ок. 1 млн.)

Последователи новых религиозных движений - - 0,2-0,3 (300-400 тыс.)

Неверующие - около 50,0 около 50,0

(В том числе греко-католики (униаты).)

Таблица. Религиозные объединения(Имеются в виду религиозные общества, административные центры религиозных организаций, монастыри, религиозные братства, духовные образовательные учреждения.) в России: 1990-1995-1998

Сверху - абсолютное количество; внизу (в скобках) - доля объединений (в %) отдельных религий и церквей в совокупном количестве религиозных общин

Показатель Россия 1990 Россия 1995 Россия 1998 Изменения (1990=100%)

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков. Социология. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!